Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" подготовлен на основании статьи 104 Конституции Российской Федерации и предусматривает введение налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
Дорожное хозяйство Российской Федерации является одним из элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает конституционные права граждан на свободу передвижения и делает возможным свободное перемещение товаров и услуг. Наличие и техническое состояние сети автомобильных дорог общего пользования в значительной степени определяют территориальную целостность и единство экономического пространства страны.
В последние годы оживление производства и повышение доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств. Повышение объемов продаж автомобилей, динамичный рост рынка автотранспортных услуг и связанных с ним отраслей экономики требуют соответствующего уровня развития автомобильных дорог, поскольку именно от состояния сети автомобильных дорог зависят качество, скорость, себестоимость автомобильных перевозок и, соответственно, конкурентоспособность многих отечественных товаров, а также степень удовлетворения потребностей граждан - владельцев автомобилей.
Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации развитие автодорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечить потребности в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации.
Однако в последние годы на фоне положительных тенденций роста большинства секторов и отраслей экономики России в дорожном хозяйстве наблюдаются явления отрицательного характера. Так, за прошедший десятилетний период:
при росте уровня автомобилизации страны на 79 процентов увеличение протяженности сети автомобильных дорог общего пользования составило лишь 15 процентов;
при росте ВВП России на 52 процента уровень бюджетного финансирования дорожной отрасли упал на 12 процентов.
По мнению экспертов, недостаточное финансирование расходов на содержание и строительство автомобильных дорог является серьезным недостатком бюджетной политики, поскольку последствия этого негативно скажутся на долгосрочных перспективах экономического роста. В мировой практике есть немало свидетельств того, что инвестиции в автодорожный комплекс дают значительный импульс росту экономики в целом.
От состояния сети автомобильных дорог во многом будет зависеть успех ключевых для дальнейшего социально-экономического развития России национальных проектов в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства, решение жилищных проблем, поскольку автомобильные дороги не имеют альтернативы при решении многих задач в реализации этих проектов.
Все эти проблемы касаются Волгоградской области. Для их решения необходимо провести реконструкцию и ремонт имеющихся объектов (автомобильных дорог, мостов), которые сегодня имеют высокую степень износа (около 60 процентов), а также осуществить постройку и ввод в действие новых объектов транспортной инфраструктуры.
Однако имеется огромная проблема в финансировании дорожных работ, в связи с чем ухудшается состояние автомобильных дорог, растет количество незавершенных строительством объектов, недоремонт и т.п. Хроническое недофинансирование дорожного хозяйства влечет за собой и другие отрицательные последствия.
Объем средств, выделяемых на дорожное хозяйство Волгоградской области, за последние годы снизился с 1542,5 миллиона рублей до 930,4 миллиона рублей или на 40 процентов (без учета инфляции).
Если техническая политика финансирования дорог останется прежней, то через два-три года недоремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения составит 90 процентов, прочных дорог останется не более 10 процентов, а ровных - не более 5 процентов. В связи с этим количество ДТП при сопутствующих дорожных условиях возрастет на 15-20 процентов.
Для концептуального изменения финансирования дорожного хозяйства необходимо увеличить собственную доходную базу субъектов Российской Федерации. Как известно, в настоящее время основные поступления по транспортному налогу осуществляются по месту регистрации автомобильного транспорта и, таким образом, не учитываются транзитные перевозки по территориям субъектов Российской Федерации, что приводит к недополучению средств бюджетами тех субъектов, по территории которых фактически осуществляются перевозки. В результате образуется дисбаланс между поступлением транспортного налога в бюджет одного субъекта и износом автодорог в других субъектах. Введение налога на реализацию горюче-смазочных материалов позволит обеспечить поступление средств в бюджеты тех субъектов, непосредственно на территории которых осуществляется использование автомобильного транспорта. Немаловажен и тот факт, что транспортный налог характеризуется, как правило, невысоким уровнем собираемости, несмотря на высокие затраты на его администрирование. Так, в Волгоградской области в 2006 году уровень собираемости транспортного налога составил 69,6 процента, в 2007 году - 85,5 процента. В то же время собираемость косвенных налогов близка к 100 процентам.
Таким образом, отмена транспортного налога и введение налога на реализацию горюче-смазочных материалов позволит снизить затраты на налоговое администрирование, увеличить собственные налоговые доходы субъектов Российской Федерации, обеспечить развитие регионального дорожного хозяйства.
Председатель |
В.В. Лихачев |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" дополнительного финансирования из федерального бюджета не потребует.
Председатель |
В.В. Лихачев |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" требует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства:
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями);
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями);
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изменениями и дополнениями);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Председатель |
В.В. Лихачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.