Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 162522-5 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (об отмене транспортного налога и введении налога на реализацию горюче-смазочных материалов), внесенный Волгоградской областной Думой,
первое чтение
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается отменить транспортный налог и ввести налог на реализацию горюче-смазочных материалов. При этом объектом налогообложения предлагается признавать операции по реализации горюче-смазочных материалов на территории субъекта Российской Федерации, а налоговую базу определять как стоимость реализованных горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), исчисленную исходя из применяемых цен с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов.
Субъект законодательной инициативы обосновывает целесообразность отмены транспортного налога и введения налога на реализацию ГСМ необходимостью увеличения собственной доходной базы субъектов Российской Федерации для обеспечения финансирования реконструкции и ремонта автомобильных дорог, а также постройки и ввода в действие новых объектов транспортной инфраструктуры, поскольку, по его мнению, существующий в настоящее время порядок взимания транспортного налога не учитывает транзитные перевозки по территориям субъектов Российской Федерации и не обеспечивает поступление средств в бюджеты тех субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется непосредственное использование автомобильного транспорта.
Учитывая, что субъектом законодательной инициативы предлагается осуществлять взимание налога на реализацию ГСМ на каждом этапе реализации ГСМ (от производителя до конечного потребителя, которым непосредственно будет эксплуатироваться автотранспортное средство), им фактически предлагается введение еще одного косвенного налога (помимо налога на добавленную стоимость и акцизов), аналогичного отмененному налогу с продаж. При этом, реализация законопроекта приведет к удорожанию ГСМ, что не может не отразиться негативно на его конечных потребителях, которыми являются, в том числе и малообеспеченные категории граждан. Кроме того, удорожание ГСМ отечественного производства отрицательно скажется на их конкурентоспособности на внешнеэкономическом рынке.
Следует также учитывать, что при предусмотренном законопроектом порядке взимания налога на реализацию ГСМ наибольшие его поступления фактически будут не в субъектах, где непосредственно осуществляется использование автомобильного транспорта, а в субъектах, где находятся крупные предприятия-производители ГСМ (к числу которых относится и Волгоградская область). В связи с этим, приведенный в пояснительной записке к законопроекту довод о том, что введение налога на реализацию ГСМ позволит обеспечить поступление средств в бюджеты именно тех субъектов Российской Федерации, на территории которых непосредственно осуществляется использование автомобильного транспорта, необоснован.
Законопроектом предлагается определять дату осуществления операций по реализации ГСМ как день поступления средств за реализованные ГСМ на счета в банках или день поступления выручки в кассу. В связи с этим вызывает сомнение (особенно в сложившихся экономических условиях) прогнозируемый субъектом законодательной инициативы уровень собираемости этого налога.
Кроме того, законопроект не предлагает какого-либо механизма администрирования этого налога, что создаст соответствующие проблемы. В первую очередь они будут связаны с тем, что уплату указанного налога предлагается осуществлять не на территории субъекта Российской Федерации по месту постановки на учет налогоплательщика, осуществившего операцию по реализации ГСМ, а по месту осуществления операций по реализации ГСМ. Отсутствие в законопроекте определение понятия "место осуществления операций по реализации ГСМ" может создать проблемы в части определения субъекта Российской Федерации, на территории которого должен быть уплачен налог на реализацию ГСМ. Не определяет законопроект и налоговый орган, в который налогоплательщик налога на реализацию ГСМ должен будет представлять соответствующую налоговую декларацию (расчет) и который будет осуществлять контроль за правильностью исчисления и своевременностью и полнотой уплаты этого налога на территории субъекта Российской Федерации.
В законопроекте также не дано определение понятию "горюче-смазочные материалы", что создаст правовую неопределенность в части определения объекта налогообложения.
Предлагаемое законопроектом предоставление субъекту Российской Федерации права по установлению формы отчетности по налогу на реализацию ГСМ противоречит положениям пункта 3 статьи 12 Налогового кодекса.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", внесенный Волгоградской областной Думой.
Первый заместитель |
В.Б. Шуба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.