Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 129117-5 "О внесении изменений в статью 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и в статью 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", внесенного Государственной Думой Астраханской области
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 129117-5 "О внесении изменений в статью 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и в статью 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", внесенный Государственной Думой Астраханской области (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан положением, согласно которому допускается оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей в отношении лиц, страдающих хронической алкогольной и наркотической зависимостью, в случаях систематического нарушения ими общественного порядка, при применении в отношении указанных лиц в течение одного года двух или более административных наказаний, предусмотренных статьями 20.1, 20.4, 20.13, 20.20, 20.21, 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также авторами законопроекта предлагается внести изменения в статью 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", согласно которым предусматривается, что больным наркоманией в случаях систематического нарушения ими общественного порядка, при привлечении указанных лиц в течение одного года к двум или более административным наказаниям предусмотренных статьями 20.1, 20.4, 20.13, 20.20, 20.21, 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допускается принудительное лечение по решению суда.
Комитет по охране здоровья разделяет озабоченность авторов законопроекта необходимостью улучшению ситуации, связанной с лечением больных хронической алкогольной и наркотической зависимостью и считает, что данный вопрос требует тщательного изучения с учетом мнения ведущих специалистов в области психиатрии, наркологии, психологии, а также с учетом развития новых методов оказания специализированной, лечебно-реабилитационной помощи больных указанными заболеваниями.
Вместе с тем, Комитет по охране здоровья не может поддержать указанную редакцию законопроекта по следующим основаниям.
Действующей редакцией части первой статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вопрос назначения мер медицинского характера, а также их перечень установлены Уголовным Кодексом Российской Федерации.
Предлагаемое в законопроекте оказание медицинской помощи без согласия граждан в причинной связи с систематичностью совершаемых ими административных правонарушений по своему правовому смыслу приобретает принудительный характер, что может привести к установлению не предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях принудительных мер медицинского характера, к нарушению конституционных прав граждан (несоразмерность ограничения прав и свобод совершенным лицами административным правонарушениям), противоречию с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (дискриминация по признаку болезни), а также к злоупотреблению со стороны должностных лиц.
Также авторами законопроекта не учтена возможность иного решения указанной проблемы, примененного в статье 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно примечанию к указанной статье лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с употреблением им наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту на его реализацию из средств федерального бюджета потребуется выделение 500 млн. рублей. При этом необходимые расчеты, подтверждающие предполагаемые затраты на реализацию положений законопроекта, отсутствуют. Также законопроект не учитывает требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На законопроект имеется отрицательные заключения Правительства Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Получено 8 положительных и 2 отрицательных отзыва органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть, что мнение органов законодательной и исполнительной власти по законопроекту в 12 субъектах Российской Федерации разделились и в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует считать, что мнение органов государственной власти субъекта Российской Федерации не выражено.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает предложенную редакцию проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 129117-5 "О внесении изменений в статью 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и в статью 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", внесенный Государственной Думой Астраханской области.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 14 мая 2009 года.
Председатель Комитета |
О.Г. Борзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.