Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается внесение отдельных изменений в федеральные законы в части совершенствования градостроительной деятельности по результатам анализа правоприменительной практики Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и иных федеральных законов.
Первый блок изменений, предусмотренных законопроектом, предусматривает совершенствование процедуры выдачи разрешения на строительство в целях уточнения компетенции органов власти, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство.
Исходя из общего правила, предусмотренного частью 4 статьи 51 Кодекса, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту расположения земельного участка. Однако на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, указанное правило не распространяется.
Так, в соответствии с действующей редакцией части 5 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство на указанных земельных участках выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
К земельным участкам, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, статья 36 Кодекса относит, в частности, земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, земельные участки в границах территорий общего пользования, земельные участки, занятые линейными объектами, а также земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
Вместе с тем, за исключением случаев строительства автомобильных дорог общего пользования и строительства на земельных участках в границах особых экономических зон, компетенция органов власти по выдаче разрешений на строительство на земельных участках, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты и на которые градостроительные регламенты не распространяются, законодательством Российской Федерации в настоящее время не определена. В результате на практике возникают затруднения при определении органа, который уполномочен выдавать разрешение на строительство на таких земельных участков.
В целях устранения указанного правового пробела законопроектом предлагается непосредственно в Кодексе установить компетенцию органов власти по выдаче разрешений на строительство в отношении таких земельных участков.
Второй блок изменений, предусмотренных законопроектом, направлен на совершенствование системы саморегулирования в области строительства, которая вводится в полном объеме с 1 января 2010 года.
Целью внесения изменений в статьи 55.2 и 55.4 Кодекса является учет интересов субъектов малого предпринимательства в строительной отрасли.
В соответствии со статьей 55.4 Кодекса для приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация должна сформировать компенсационный фонд. Юридические лица и индивидуальные предприниматели - члены некоммерческой организации должны оплатить взнос в компенсационный фонд, который составляет не# 500 тысяч рублей для лиц, выполняющих инженерные изыскания или проектирование, а для лиц, осуществляющих строительство - не менее 1 миллиона рублей. В случае, если некоммерческой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, размер компенсационного фонда на каждого члена организации устанавливается не менее 150 и 300 тысяч рублей соответственно. Конкретный размер взноса в компенсационный фонд определяется каждой саморегулируемой организацией самостоятельно. При этом предельный уровень взносов в компенсационный фонд Кодекс не устанавливает.
Минимальные размеры взносов в компенсационный фонд установлены Кодексом для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих инженерные изыскания, проектирование и строительство, вне зависимости от категории хозяйствующего субъекта (малый, средний или крупный бизнес). Вместе с тем для категории субъектов малого предпринимательства установленный Кодексом минимальный размер взносов в компенсационный фонд несоразмерен с уровнем доходов малого бизнеса в сфере строительства. Так, в ряде субъектов Российской Федерации средняя годовая чистая прибыль на одну организацию категории малого бизнеса не превышает 400 тысяч рублей. Кроме того, следует иметь в виду существенные различия по уровню объемов работ, уровню рисков и, соответственно, уровню доходов малого и крупного бизнеса. Предусмотренные Кодексом минимальные размеры взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации и увязанный с ними механизм солидарной ответственности членов саморегулируемой организации в ряде случаев могут привести к банкротству малых предприятий.
Законопроектом предлагается сократить минимальные размеры взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации для ее членов, являющихся субъектами малого предпринимательства. Это обеспечит не только сохранение малого предпринимательства в сфере строительства, но и дальнейшее развитие малого бизнеса в этой области.
Статья 2 законопроекта вносит дополнение в пункт 6.1 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которым не допускается продление сроков действия лицензий на осуществление деятельности по инженерным изысканиям, проектированию и строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, и переоформление документов, подтверждающих наличие таких лицензий.
Данное дополнение вносится в целях устранения неточностей в толковании нормы Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающей прекращение выдачи лицензий в области инженерных изысканий, проектирования и строительства с 1 января 2009 года. Необходимо отметить, что концепция замены системы лицензирования саморегулированием в строительстве предполагает не только прекращение выдачи лицензий, но в равной степени означает запрет на переоформление и продление срока действия таких лицензий.
Однако на практике имеется неоднозначное толкование рассматриваемой нормы, в частности, указанную норму рассматривают исключительно как запрет на выдачу новых лицензий. Такой подход оказывает негативное влияние на становление системы саморегулируемых организаций в области строительства. Вместе с тем именно создание саморегулируемых организаций в сфере строительства направлено на усиление ответственности строительных организаций за осуществляемые строительные работы и повышение качества таких работ.
Внесение дополнения в пункт 6.1 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" позволит пресечь случаи необоснованного продления срока действия лицензий в строительной отрасли и будет способствовать становлению и развитию института саморегулирования в строительстве.
Другой блок предлагаемых законопроектом изменений направлен на уточнение отдельных положений жилищного законодательства и Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Федеральным законом от 1 декабря 2008 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен ряд мер, направленных на оказание государственной поддержки организациям строительного комплекса. Так, предусматривается выделение средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 50 млрд. рублей на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья.
Следует учитывать, что на основании части 13 статьи 20.1 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2008 года N 225-ФЗ) жилые помещения, приобретенные в собственность субъекта Российской Федерации и передаваемые в муниципальную собственность, предоставляются гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в соответствии с жилищным законодательством.
В связи с этим приобретение жилых помещений в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья должно осуществляться с учетом ограничений, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В настоящее время часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничивает возможность предоставления гражданам, у которых изымаются предоставленные по договору социального найма жилые помещения, жилых помещений вне границ населенных пунктов, в которых были расположены изымаемые жилые помещения. Вместе с тем, как показывает практика, граждане могут быть заинтересованы в таком механизме предоставления жилых помещений по соглашению с соответствующим органом власти.
С другой стороны, указанное ограничение Жилищного кодекса Российской Федерации препятствует эффективной реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья и фактически нивелирует меры по оказанию государственной поддержки организациям строительного комплекса.
В связи с этим законопроектом предусмотрены изменения в часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым жилое помещение, предоставляемое гражданам согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации при переселении из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", с согласия этих граждан может находится в любом населенном пункте субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Кроме того, законопроект предусматривает внесение изменений в статью 2 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части исключения предельных сроков признания жилых помещений аварийными.
Следует учитывать, что на основании статьи 17 указанного Федерального закона для каждого субъекта Российской Федерации рассчитаны лимиты предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим установление дополнительного ограничения в части признания жилых помещений аварийными является избыточным, поскольку субъекты Российской Федерации при подаче заявки в Фонд на предоставление финансовой поддержки в целях реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда будут ориентироваться на утвержденный предельный лимит выделения средств.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.