Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения"
(подготовлен Росфинмониторингом 27.05.2022 г.)
Проектом федерального закона предлагается ратифицировать Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения 15 октября 2021 г. (далее - Договор).
Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а", "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Договор позволит усовершенствовать правовые механизмы практического взаимодействия подразделений финансовой разведки и правоохранительных органов государств - участников СНГ в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения с учетом обновленных Рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Однако Договор содержит правила иные, чем предусмотренные действующим национальным законодательством. В частности, в статье 2 Договора используется понятие финансирования распространения оружия массового уничтожения, которое выходит за рамки положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также расширяет универсально применяемые по данному вопросу нормы международного права.
При этом Договором предусматривается принятие нормативных правовых актов, позволяющих компетентным органам идентифицировать и разыскивать средства или иное имущество, предназначенное или используемое для финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также предотвращать и пресекать операции с такими средствами.
В этой связи проектом федерального закона предлагается предусмотреть заявление Российской Федерации к Договору, в соответствии с которым статьи 8 и 9 Договора в части финансирования распространения оружия массового уничтожения применяются к организациям и физическим лицам, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, на основании решений Совета Безопасности ООН или органов, специально созданных решениями Совета Безопасности ООН, принятых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН.
Принятие проекта федерального закона положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение государственной безопасности".
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем государственном контроле (надзоре), разрешительной деятельности и ответственности за нарушение обязательных требований.
Проект федерального закона соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.