Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона направлен на создание благоприятных налоговых условий для развития малых форм предприятий. Его принятие позволит расширить круг субъектов малого предпринимательства, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения, реально снизить налоговую нагрузку на такие предприятия.
Законопроектом предлагается установить, что субъекты малого предпринимательства вправе переходить на упрощенную систему налогообложения при валовом доходе от реализации в течение 9 месяцев, не превышающем 42 млн. руб.
Проектом закона предлагается также установить размер годового дохода налогоплательщика, при превышении которого организации и индивидуальные предприниматели теряют право применять упрощенную систему налогообложения, в сумме 56 млн. рублей.
Необходимость разработки и принятия законопроекта обусловлена следующим.
При переходе на упрощенную систему налогообложения происходит общий двукратный рост числа малых предприятий. Кроме того, указанное увеличение позволит более широко применять упрощенную систему налогообложения, в том числе венчурным и инновационным малым предприятиям.
Предлагаемое законопроектом увеличение дохода от реализации учитывает реальные темпы роста инфляции за период с момента принятия главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации по настоящее время, а также изменения индекса потребительских цен. Так, с момента введения УСН (1996 год) потребительские цены, влияющие на доходы хозяйствующих субъектов, возросли в 8,5 раз.
По оценкам специалистов и статистическим данным при переходе на упрощенную систему налогообложения происходит легализация доходов малых предприятий, которая оценивается примерно в 30 %.
Также при переходе на упрощенную систему налогообложения происходит существенный рост объемов производимой предприятиями продукции (работ, услуг), который оценивается в объеме до 25%.
Все это вместе взятое позволит несколько уменьшить сокращение налоговых доходов бюджетов, связанное с принятие# данного закона.
Кроме того, следует учитывать высокий уровень расходных полномочий, возложенных в настоящее время на субъекты Российской Федерации (монетизация льгот и др.).
Необходимо также отметить, что Федеральными законами от 27.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также от 18.10.2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" субъекты Российской Федерации наделяются дополнительными полномочиями в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в том числе в части организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, оказания имущественной поддержки субъектам МСП и другие.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 27.07.2007 года N 209-ФЗ" следует читать "от 24.07.2007 года N 209-ФЗ"
Однако источников финансирования данных полномочий действующим законодательством не предусмотрено.
Более того, в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2009 года бюджеты большинства субъектов Российской Федерации понесут довольно большие потери налоговых доходов (порядка 20 млрд. рублей) по налогу на игорный бизнес.
Принимая во внимание, что сумма единого налога по упрощенной системе налогообложения зачисляется в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, можно предположить, что данные потери могут быть частично, а впоследствии и полностью, компенсированы за счет прогнозируемого увеличения налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения.
Таким образом, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации", с одной стороны повлечет сокращение налоговых доходов бюджета Российской Федерации, но, с другой - увеличение налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
По данным Минэкономразвития России количество малых предприятий в Российской Федерации в 2007 году составило около 1,03 млн. единиц (в том числе 140 тыс. в промышленности, 19 тыс. в сельском хозяйстве, 72 тыс. в строительстве, 741,6 тыс. в торговле и общественном питании, 20 тыс. в науке и здравоохранении). Ежегодный прирост общей численности малых предприятий составляет порядка 5% (около 50 тысяч предприятий).
В настоящее время число занятых в малом бизнесе составляет 9,5 млн. человек (на 600 тыс. больше, чем в 2006 году). Темпы роста выше роста занятости в целом по экономике в 8 раз.
По данным ФНС России в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2007 года поступило налогов и сборов на сумму 4943,4 млрд. рублей. При этом по упрощенной системе налогообложения поступило около 7 млрд. рублей (0,15% от общей суммы налоговых поступлений).
Расчет предложенного законопроектом предельного значения дохода субъектов малого предпринимательства, для применения упрощенной системы налогообложения представлен в следующей таблице:
1. Уровень годового дохода для перехода на упрощенную систему налогообложения (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства") |
не более 100 000 МРОТ |
2. Значение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 1996 года рублей в месяц |
63,25* |
3. Значение предельного уровня дохода субъектов малого предпринимательства для применения упрощенной системы налогообложения на 01 января 1996 года, млн. рублей в год (100000 МРОТ х 63,25 руб.) |
6,325 |
4. Расчетное значение уровня дохода субъектов малого предпринимательства (с учетом индекса потребительских цен**), для применения упрощенной системы налогообложения, млн. рублей в год: (уровень дохода х индекс потребительских цен) |
|
на 01.01.1997 г. (6,325 х 1,218) на 01.01.1998 г. (7,704 х 1,110) на 01.01.1999 г. (8,551 х 1,844) на 01.01.2000 г. (15,769 x 1,365) на 01.01.2001 г. (21,524 х 1,202) на 01.01.2002 г. (25,872 x 1,186) на 01.01.2003 г. (30,684 x 1,151) на 01.01.2004 г. (35,317 x 1,120) на 01.01.2005 г. (39,555 х 1,117) на 01.01.2006 г. (44,183 х 1,109) на 01.01.2007 г. (48,955 х 1,096) на 01.10.2007 г. (53,655 х 1,075) на 01.01.2008 г. (53,655 х 1,082) ориентировочно*** на 01.01.2009 г. (58,055 х 1,079) ориентировочно*** |
7,704 8,551 15,769 21,524 25,872 30,684 35,317 39,555 44,183 48,955 53,655 57,679 58,055 62,641 |
Примечание:
* - с учетом деноминации с 01.01.1998 г.;
** - по данным Росстата;
*** - по данным Минэкономразвития России.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части увеличения предельного значения дохода для применения упрощенной системы налогообложения) повлечет уменьшение доходов бюджетной системы в 2009 году примерно на 4,5 млрд. рублей в год.
При расчете использовались показатели поступлений в бюджетную систему Российской Федерации по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость (как самых крупных налогов - доля налога на прибыль организаций составляет около 28 %, НДС - 19 %).
При увеличении предельного значения дохода, для применения упрощенной системы налогообложения на 36 млн. рублей (с 20 млн. до 56 млн. рублей) данные поступления в федеральный бюджет могут снизиться на 13-14 млрд. рублей в год.
Однако при этом поступления по упрощенной системе налогообложения увеличатся на 5-6 млрд. рублей в год (при неизменных условиях: число малых предприятий, легализация их доходов, объем производимой ими продукции, работ, услуг), что частично компенсирует потери бюджетной системы. Это обосновывается следующим.
По оценкам специалистов и статистическим данным при переходе на упрощенную систему налогообложения легализация доходов предприятий достигает 30%, рост объемов производимой предприятиями продукции, работ, услуг - 25%, происходит двукратный рост числа предприятий. Таким образом, последующее увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации по упрощенной системе налогообложения предположительно составит около 5-6 млрд. рублей ежегодно.
Кроме того, можно предположить, что предлагаемые изменения также благоприятно отразятся и на заработной плате лиц, работающих в малых предприятиях: повышение заработной платы, отказ от "серых" схем и "зарплаты в конвертах". В результате дополнительные поступления по налогу на доходы физических лиц могут увеличиться в 1,3-1,5 раза, что составит в данном секторе экономики около 3-4 млрд. рублей.
Учитывая, что поступления по единому налогу по упрощенной системе налогообложения, налогу на доходы физических лиц полностью зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, принятие предлагаемого проекта федерального закона, с одной стороны, уменьшит налоговые доходы федерального бюджета, а, с другой, увеличит налоговые доходы субъектов Российской Федерации ориентировочно на 9-10 млрд. руб.
Следует также отметить, что Федеральными законами от 27.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также от 18.10.2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" субъекты Российской Федерации наделяются дополнительными полномочиями в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в том числе в части организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, оказания имущественной поддержки субъектам МСП и другие.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 27.07.2007 года N 209-ФЗ" следует читать "от 24.07.2007 года N 209-ФЗ"
Однако источников финансирования данных полномочий действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, увеличение налоговых доходов субъектов Российской Федерации позволит обеспечить их большую финансовую самостоятельность, в том числе при исполнении новых дополнительных полномочий.
Выпадающие доходы федерального бюджета на уровне 13-14 млрд. рублей в 2009 году могут быть компенсированы за счет его профицита. Однако такое выпадение доходов можно прогнозировать лишь на первый год после принятия закона.
Учитывая кумулятивный эффект предлагаемых изменений, можно предположить, что выпадающие доходы бюджетной системы Российской Федерации будут компенсированы за счет будущих налоговых поступлений в последующие годы.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не влечет необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.