Заключение Комитета по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 100239-5 "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об увеличении величины предельного размера доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения), внесенному депутатами Государственной Думы В.А. Пехтиным, Е.Ю. Семеновой, В.С. Тимченко, Н.В. Комаровой, С.И. Сметанюком, В.А. Казаковым, В.Ф. Звагельским, Б.Д. Зубицким, Д.В. Савельевым, Н.А. Ермаковой, О.В. Онищенко
(первое чтение)
Рассмотрев проект федерального закона N 100239-5 "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 346.12 и пункт 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части увеличения предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, с 15 млн. рублей до 45 млн. рублей, а также предельного размера доходов, ограничивающего право на применение указанного специального налогового режима - с 20 млн. рублей до 60 млн. рублей.
Также авторы законопроекта предлагают:
- установить с 01 октября 2008 года коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения пункта 2 статьи 346.12 Кодекса, равный 1,000;
- установить на 2009 год коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 Кодекса, равный 1,000.
Настоящий законопроект является альтернативным по отношению к проектам федеральных законов N 74039-5 "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части увеличения предельного размера дохода, используемого в качестве критерия для определения возможности применения упрощенной системы налогообложения), внесенному Законодательным Собранием Приморского края, и N 388357-4 "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), внесенному членом Совета Федерации Ю.Н.Солониным, депутатом Государственной Думы Б.Л.Резником.
Комитет в целом поддерживает указанный законопроект по следующим основаниям.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, его принятие позволит расширить круг субъектов малого предпринимательства, желающих либо уже имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения, реально снизить налоговую нагрузку на данную категорию хозяйствующих субъектов.
Согласно нормам статей 346.12 и 346.13 Кодекса, предельный размер доходов налогоплательщика, ограничивающий право перехода на упрощенную систему налогообложения, и предельный размер доходов, ограничивающий право на применение указанного специального налогового режима, подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса ранее.
С учетом коэффициента-дефлятора, установленного на 1 января 2009 года (1,538), налогоплательщики имели право перейти на упрощенную систему налогообложения с указанной даты, если по итогам девяти месяцев 2008 года их доходы не превысили 20,1 млн. рублей. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в 2009 году утрачивают право на применение данной системы налогообложения с начала того квартала, в котором доходы превысят 30,76 млн. рублей.
Вместе с этим представляется, что предусмотренное в настоящее время значение предельного дохода для применения упрощенной системы налогообложения, скорректированное на коэффициент-дефлятор, не в полной мере учитывает темпы роста потребительских цен в связи с сокращением покупательной способности национальной валюты в условиях экономического кризиса и тем самым существенно ограничивает возможности субъектов малого и среднего предпринимательства в части применения указанного льготного налогового режима.
Необходимо также учитывать, что в комплексе мер, содержащихся в принятом 20 февраля т.г. Заявлении Государственной Думы "О действиях Правительства Российской Федерации, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики", предусматривается увеличение до 60 млн. рублей предельного размера годового дохода субъектов малого и среднего предпринимательства, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем, необходимо отметить, что предложенный законопроектом механизм установления коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Кодекса не соответствует положениям пункта 2 статьи 346.12 Кодекса, согласно которым коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Комитет считает целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению дополнительно проанализировать финансовые последствия реализации предусмотренных им законодательных мер для бюджетов различных уровней.
Также Комитет отмечает, что установленный статьей 2 законопроекта порядок вступления в силу федерального закона не согласовывается с положениями пункта 1 статьи 5 Кодекса, регламентирующими порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая направленность предлагаемых законопроектом законодательных мер на улучшение финансового положения субъектов малого и среднего предпринимательства, на снижение их налоговой нагрузки в условиях сложившейся экономической ситуации, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 100239-5 "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.