Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и определения права собственности на древесину"
(подготовлен Минприроды России 31.05.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и определения права собственности на древесину" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования использования лесов при выполнении работ по геологическому изучению недр, механизма заготовкии древесины, полученной при использовании лесов, в соответствии со статьями 36, 38-47 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).
В настоящее время в соответствии с частью 2 статьи 20 Лесного кодекса право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, принадлежит Российской Федерации. Реализация такой древесины осуществляется Росимуществом в соответствии с Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 (далее - Правила).
В соответствии с Правилами Росимущество организует торги по продаже древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, и заключает договоры купли-продажи с победителями торгов. Средства от реализации древесины подлежат зачислению в установленном порядке в федеральный бюджет.
В случае если древесина, полученная при использовании лесов, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса не реализуется на торгах, возникает проблема ее накопления и оставления в лесу, что приводит к ухудшению санитарного состояния и пожарной безопасности в лесах.
Также лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, до проведения торгов и заключения договоров купли-продажи древесины не могут использовать полученную древесину для собственных нужд или утилизировать ее в случае возникновения необходимости.
В целях недопущения нарушения правил санитарной и пожарной безопасности в лесах указанные лица вынуждены дополнительно заключать договор аренды лесного участка для заготовки древесины, что является продолжительным по времени и приводит к дополнительным затратам в связи с необходимостью разработки проекта освоения лесов, подачи лесной декларации, отчетов об использовании лесов, охране, защите и воспроизводству лесов.
Кроме того Лесным кодексом не урегулирован вопрос распоряжения древесиной полученной при использовании лесов в соответствии со статьями 36, 38-42, 47 Лесного кодекса. В указанных случаях допускается осуществление рубок лесных насаждений для размещения объектов лесной инфраструктуры, но не урегулирован вопрос распоряжения такой древесиной.
В соответствии с законопроектом, лица, использующие леса в соответствии со статьями 36, 38-47 Лесного кодекса, за исключением случая предусмотренного частью 4 статьи 45 Лесного кодекса, при осуществлении выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан, приобретают право собственности на древесину, на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях недопущения срыва работ связанных с обеспечением безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, в соответствии с частью 4 статьи 43 Лесного кодекса, законопроектом для указанных случаев предусмотрена рубка лесных насаждений без заключения договора купли-продажи лесных насаждений. В этом случае право собственности на древесину будет принадлежать Российской Федерации и распоряжение ею будет осуществлять Росимущество.
Установленный пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса вид использования лесов не в полной мере предусматривает виды пользования недрами, установленные статьями 6 и 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В связи с этим, по замечаниям Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, представленным письмом от 30.06.2017 N А6-7801, в целях возможности использования лесов для видов пользования недрами, ранее не предусмотренными Лесным кодексом, терминология пункта 11 части 1 статьи 25, статьи 43, пункта 11 части 1 статьи 81 Лесного кодекса законопроектом приводится в соответствие с Законом о недрах, Земельным кодексом Российской Федерации.
Из-за длительности процедуры оформления договора аренды лесного участка для целей геологического изучения недр в настоящее время возникают затруднения при выполнении работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, связанные с сезонностью работ по геологическому изучению недр, коротким сроком проведения таких работ.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 43 Лесного кодекса для выполнения работ по геологическому изучению недр лесные участки предоставляются в аренду либо в их отношении устанавливается сервитут.
В соответствии с частью 4 статьи 43 Лесного кодекса допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, установления сервитута, на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.
Для проведения работ по геологическому изучению недр, связанных с вырубкой лесных насаждений, необходимо заключение договора аренды лесного участка или установление сервитута.
На стадии проведения поисковых работ невозможно точно определить границы лесных участков, в которых будут проводиться эти работы. В проектах на проведение геологоразведочных работ указываются только их объемы.
При этом для заключения договора аренды лесного участка необходимо определить местоположение лесных участков для проведения таких работ, а в дальнейшем также разработать проект освоения лесов и обеспечить проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Действующий порядок предоставления лесных участков для проведения работ по геологическому изучению недр приводит к необходимости проведения дополнительных изысканий по определению местоположения участков или заключению договоров аренды лесных участков на большие площади. При этом происходит увеличение сроков предоставления лесных участков в связи с необходимостью заключения договора аренды лесного участка, разработки проекта освоения лесов, проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов, а также финансовых затрат.
Законопроектом предлагается разрешить геологическое изучение недр без предоставления лесного участка, если выполнение такого изучения не влечет проведение рубок лесных насаждений, или если рубки осуществляются на площади, не превышающей 5 процентов от площади лесного квартала, а также если не осуществляется строительство, реконструкция и эксплуатация капитальных объектов.
В соответствии с приказом Рослесхоза от 26.10.2011 N 447 "Об утверждении нормативов площади участковых лесничеств, лесных кварталов" площадь лесного квартала может составлять, в зависимости от таксационного разряда, от 25 до 6000 га. Учитывая невозможность установления ограничения по объему вырубаемой древесины, ввиду разнообразия лесорастительных условий, предлагаемое 5 процентное ограничение по площади позволит обеспечить проведение работ по геологическому изучению недр на небольших лесных участках, не превышающих указанный предел, без передачи его в аренду, тем самым снизив временные затраты на их проведение.
Принятие данного законопроекта позволит упростить процедуру предоставления лесных участков для проведения геологического изучения недр на землях лесного фонда, а также предоставить лицам, использующим леса в соответствии со статьями 36, 38-47 Лесного кодекса, право распоряжения древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений, на основании договора купли-продажи лесных насаждений и договора аренды лесного участка.
Законопроект разработан не в рамках реализации государственных программ Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.