Заключение Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пятого созыва от 23 апреля 2009 г.
на проект федерального закона N 150900-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (в части уточнения порядка размещения материалов и порядка выступлений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в государственных средствах массовой информации), внесенного депутатами Государственной Думы С.В. Ивановым и И.В. Лебедевым
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" предлагается обновить часть основных понятий, используемых при построении норм упомянутого федерального закона, внести отдельные изменения в статьи 6, 7, 9-12 и 14, дополнить текст закона новыми статьями 9.1 и 9.2, вводящими порядок освещения деятельности упомянутых субъектов в государственных региональных средствах массовой информации. Общая цель закона, по мнению авторов, облегчить правоприменение положений действующего федерального закона, в том числе исключить упоминание о пятом телевизионном канале, определить порядок размещения выступлений члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в региональных государственных периодических печатных изданиях, привести терминологию закона в соответствие с последними редакциями ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Такие нововведения, как полагают авторы, предоставят возможность членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы в полной мере реализовать их право на выступление в государственных средствах массовой информации на бесплатной основе и на равных условиях.
Вместе с тем необходимо отметить, что наряду с введением понятий "организаций телерадиовещания", являющихся юридическими лицами, учреждение и деятельность которых осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, в тексте законопроекта используется и термин "периодическое печатное издание", которое относится к понятию средства массовой информации, порядок учреждения и регистрации которых устанавливается Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" (статья 2) (далее - Закон о СМИ). При этом в части случаев одно понятие входит в состав другого. Эти понятия относятся к различным сферам правового регулирования, их необходимо разделять, и учитывать их различную правовую природу при построении конкретных правовых норм. Такое разделение по тексту законопроекта проведено недостаточно четко.
Правовое управление аппарата Государственной Думы обращает внимание, что статус государственной организации может иметь только организация, учрежденная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации на основе государственного имущества, с учетом разделения государственного имущества, находящегося в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации (статья 214 Гражданского кодекса РФ).
Как ранее упоминалось, одна из основных целей рассматриваемого законопроекта, - повышение эффективных механизмов реализации права на выступление, в том числе депутатов Государственной Думы, по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации на бесплатной основе и на равных условиях. В настоящее время все депутаты Государственной Думы являются членами той или иной политической партии, и именно поэтому Президентом России было принято решение о закреплении в первую очередь равного права доступа к эфиру за парламентскими партиями. Эта инициатива была реализована во внесенном Президентом России законопроекте "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами", принятым Государственной Думой уже во втором чтении 22 апреля сего года, которым фактически и вводится требуемый механизм реализации права, через установление гарантий освещения деятельности парламентских партий общероссийской организацией телерадиовещания в лице Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), и введение действенного механизма контроля за обеспечением этих гарантий.
Именно в связи с предложением о введении иного механизма реализации упомянутого права, во внесенном Президентом России законопроекте предлагается исключить из ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" статьи 7, 9 и 10, в которые рассматриваемым нами законопроектом также предлагается внести определенные изменения. Таким образом в упомянутой выше части принятие рассматриваемого нами законопроекта теряет свой смысл.
Далее необходимо отметить, что согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту предлагаемые изменения не требуют дополнительных расходов из федерального бюджета и будут реализовываться, по мнению авторов, в пределах бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральному государственному унитарному предприятию ВГТРК.
Вместе с тем Правительство Российской Федерации не согласно с такой позицией авторов законопроекта и в своем Заключении отмечает, что реализация законопроекта потребует предоставления дополнительных бюджетных ассигнований, в том числе государственным организациям телерадиовещания.
В связи с этим в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Такие нормы отсутствуют в тексте рассматриваемого законопроекта.
В отзывах на законопроект, в том числе в Заключении Правительства Российской Федерации и в отзыве Комиссии Совета Федерации по информационной политике отмечается и то обстоятельство, что вводя новые понятия, которые используются в дальнейшем для конструирования конкретных норм закона, не содержащие понятия "средства массовой информации", последнее сохраняется в названиях некоторых статей и в названии самого федерального закона, что приводит к несоответствию наименования отдельных статей и Федерального закона их содержанию.
Комиссия Совета Федерации по информационной политике и в целом не поддерживает принятие законопроекта в представленной редакции.
Более 60% отзывов, пришедших на законопроект из субъектов Российской Федерации, содержит заключение о нецелесообразности принятия законопроекта.
Правительство Российской Федерации подтвердило свое отрицательное мнение о законопроекте, высказанное при рассмотрении текста законопроекта перед его внесением в Государственную Думу.
Комитет не поддерживает принятие законопроекта.
Председатель Комитета |
В.Я. Комиссаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.