Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 167036-5 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), вступивший в силу 1 марта 1996 года, закрепил важнейшие положения, способствующие реализации права несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи на получение содержания (алименты).
Однако десятилетняя практика применения СК РФ показывает, что не все несовершеннолетние дети, а также иные члены семьи, по закону имеющие право на получение алиментов, могут реализовать свое право в действительности.
Среди причин сложившейся ситуации можно назвать: сокрытие плательщиками алиментов реальных доходов и мест их получения, невысокий уровень заработной платы и (или) дохода, отсутствие в законодательстве минимального размера алиментов, что приводит на практике к взысканию алиментов в ничтожно малых размерах.
В связи с этим, представляется целесообразным предпринять меры по повышению эффективности правового механизма исполнения алиментных обязательств.
1. Одно из главных изменений, предлагаемых законопроектом, заключается в установлении в статье 81 СК РФ минимального размера алиментов, выплачиваемых на содержание несовершеннолетних детей. В действующем законодательстве эта категория отсутствует, и суды, взыскивая алименты, не связаны никаким нижним пределом. В результате, размер выплачиваемых алиментов зачастую дискредитирует цель их выплаты - содержание детей.
Для определения минимального размера алиментов избрана величина, выражаемая в твердой денежной сумме.
Минимальный размер уплаты алиментов предлагается применять и при взыскании алиментов в соответствии со статьей 83 СК РФ.
2. Одним из способов выплаты алиментов на основании соглашения об уплате алиментов является предоставление имущества. Однако буквальное толкование термина "предоставление имущества", согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, предполагает предоставление имущества в пользование. Но из смысла статьи 104 СК РФ вытекает, что содержание может предоставляться не только путем предоставления имущества в пользование, но и путем передачи его в собственность.
Для устранения противоречий в применении соответствующих положений СК РФ предлагается законодательно закрепить, что имущество может как предоставляться в пользование, так и передаваться в собственность ребенка.
3. Для расширения круга обстоятельств, при наличии которых родители обязаны участвовать в дополнительных расходах на детей, предлагается новая редакция статьи 86 СК РФ, которая предполагает замену слов "исключительные обстоятельства" на более гибкую формулировку "обстоятельства, требующие несения дополнительных расходов", исключения слова "тяжелой" при определении болезни.
Кроме того, ежемесячный порядок выплаты дополнительных расходов, установленный действующим СК РФ, не всегда соответствует обстоятельствам дела и удовлетворяет интересам ребенка. В связи с чем, представляется целесообразным предоставить судам возможность взыскивать дополнительные расходы не только ежемесячно, но и единовременно, а также путем предоставления содержания иным способом.
4. Поскольку согласно статье 87 СК РФ к исполнению алиментной обязанности привлекаются трудоспособные совершеннолетние дети, то нелогичной является возможность привлечения к несению дополнительных расходов совершеннолетних детей без указания на трудоспособность последних.
Предлагается устранить это противоречие, уточнив, что к участию в дополнительных расходах на родителей привлекаются только трудоспособные совершеннолетние дети.
5. Необходимо привести пункт 6 статьи 113 СК РФ в соответствие с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей". Согласно статье 16 названного Закона размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на детей устанавливается правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не нормативными актами Российской Федерации как это закреплено в пункте 6 статьи 113 СК РФ в настоящее время.
6. Предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 111 СК РФ, обязав лицо, обязанное уплачивать алименты, сообщать судебному приставу и лицу, получающему алименты, не только о перемене места жительства, но и места пребывания, в частности в тех случаях, когда это лицо выезжает в другой регион на заработки.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу или приостановления, принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.