Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота на верфях Дальневосточного федерального округа, предусмотренных договором о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства"
(подготовлен Минпромторгом России 08.06.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота на верфях Дальневосточного федерального округа, предусмотренных договором о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 1138" (далее - проект постановления, субсидии, ДФО) разработан во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 17.11.2021 г. N ЮТ-П11-81пр (пункт 1.2 раздела II) и от 25.02.2022 N ЮТ-П11-2729 о дополнительной компенсации затрат при строительстве судов-краболовов связанных с ростом стоимости материалов и комплектующих.
Проект постановления направлен на:
- стимулирование приобретения (строительства) судов-краболовов на дальневосточных верфях путем выравнивания условий строительства на предприятиях Дальнего Востока и европейской части Российской Федерации за счет увеличенного размера субсидии;
- уточнение перечня документов, которые российской организации необходимо представить в Минпромторг России для получения субсидии;
- уточнение отдельных положений и определений нормативного правового акта;
- приведение нормативного правового акта в соответствие с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 г. N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Субсидии предоставляются с 2021 года российским организациям, реализующим с Росрыболовством договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее - инвестиционные проекты).
По действующим требованиям нормативного правового акта размер субсидии составляет 20 % от стоимости строительства судна, но не более 340 млн рублей.
Предельное значение размера субсидии в 340 млн рублей рассчитано исходя из средней стоимости строительства судна - краболова на верфях ДФО в 2020 году в пределах 1 700 млн. рублей (1 700 млн рублей *20%=340 млн рублей).
На сегодняшний день опрос верфей, расположенных на ДФО, показал, что в среднем стоимость строительства краболовного судна увеличилась не менее чем на 13% (затратная часть) от изначальной стоимости (в рублевом эквиваленте увеличение составляет порядка 220 млн. рублей) и составляет 2 000 млн рублей.
Удорожанием стоимости строительства судов, в том числе в ДФО, обусловлено следующими причинами: рост цен на металл в 2 раза, подорожание стоимости грузоперевозок более чем в 2 раза (увеличение стоимости поставки материалов и судового комплектующего оборудования на верфи ДФО), ограничительные меры со стороны иностранных государств и необходимость обеспечения импортозамещения комплектующих и оборудования.
Необходимо отметить, что увеличение себестоимости строительства судов приводит к тому, что инвестиционные проекты становятся нерентабельными для инвесторов и верфей без повышения размера субсидии.
Последствиями такой нерентабельности будут являться вынужденное прекращение промысла, поскольку глубоководный промысел сложный и затратный вид деятельности, снижение объемов проводимых работ и как следствие сокращение рабочего персонала, потеря квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, банкротство предприятий и верфей
Для достижения экономической целесообразности инвестиционных проектов и сохранения рентабельности их реализации для инвесторов и верфей проектом постановления предлагается увеличение предельного размера субсидии с 340 до 560 млн рублей (+220 млн рублей) для судов, стоимость которых увеличена не менее, чем на 13 % от изначальной стоимости судостроительного контракта и составляет порядка 2 000 млн рублей.
Таким образом, повышенный размер субсидии для судов, для судов, стоимость которых увеличена не менее, чем на 13 % от изначальной стоимости судостроительного контракта, будет составлять 28 % (28%*2 000 млн рублей = 560 млн рублей).
Для получения повышенной субсидии российская организация обязана предоставить в Минпромторг России копии документов, подтверждающих такое увеличение (копия дополнительного соглашения к судостроительному контракту с судостроительной организацией, предусматривающего увеличение стоимости строительства судна не менее, чем на 13 %).
Проектом постановления также предлагается уточнение определение "стоимости строительства судна", предусматривающее включение в данное понятие давальческого сырья и, соответственно, уточнен перечень документов, предоставляемых для получения субсидии.
Поскольку давальческие материалы и оборудование не подлежат оплате заказчиком судостроительной организации, данные затраты, ранее исключались из субсидируемых. Представленный проект постановления устраняет данное противоречие.
Проект постановления направлен на достижение целей Государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений".
Принятие проекта постановления позволит:
- эффективно реализовать задачу по выравниванию условий хозяйствования для судостроительных организаций, находящихся в ДФО и повысить конкурентоспособность таких хозяйствующих субъектов по сравнению с аналогичными предприятиями Центральной и Северо-Западной частей России
- увеличить объем производства гражданских судов.
Проектом федерального бюджета на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов финансирование мероприятия не предусмотрено.
На реализацию проекта постановления потребуется дополнительные средства федерального бюджета в общем размере 6 294,0 млн рублей, в том числе в 2023 году- 1 556,2 млн рублей, в 2024 году - 4 737,8 млн рублей.
Анализ правоприменительной практики не проводился.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.