Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 333 33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минцифры России 08.06.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333 33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разработан в связи с большим ростом числа телефонного мошенничества и направлен на недопущение на рынок телекоммуникационных услуг недобросовестных операторов связи, не выполняющих обязательные лицензионные требования в части внедрения системы оперативно-разыскных мероприятий (далее - СОРМ), обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания и др.
Современные технологии позволяют осуществлять телефонные звонки с подменой входящего телефонного номера, изменяя номер, отображаемый на экране мобильного телефона абонента, который получает входящий звонок. Эти действия причиняют значительный ущерб интересам государства и общества. Телефонные звонки об угрозах террористических актов и с мошенническими целями осуществляются с использованием подмены номера вызывающего абонента, поэтому обнаружить местонахождение звонившего затруднительно.
Как следует из статистики МВД, ущерб связанный с заведомо ложными сообщениями о минировании торговых центров, больниц, школ, университетов и других объектов с большим скоплением людей возрастает с каждым годом и составляет сотни миллионов рублей в год.
Телефонное мошенничество также остается одной из основных и постоянно растущих угроз как для клиентов банков и некоммерческих организаций, так и для иных абонентов.
Так доля телефонного мошенничества (в т.ч. попытки телефонного мошенничества, фишинга и sms-мошенничества) с 2017 года по настоящее время выросла более чем на 97%. При этом более чем 90% случаев телефонного мошенничества совершается с подменой абонентского номера, что затрудняет проведение органами внутренних дел оперативно-разыскных и следственных мероприятий.
Значительное число небольших операторов связи, особенно, в регионах, зарабатывают на предоставлении заведомо сомнительных услуг, такие как пропуск подменных номеров или создание так называемых виртуальных мини-АТС. При этом в виртуальных АТС отсутствуют процедуры идентификации личности абонента. Обнаружение и пресечение такой деятельности результатов не дает, поскольку создаются новые юридические лица, которые оформляют новые лицензии на оказание услуг связи.
В настоящее время статьей 13.2.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено за неисполнение оператором связи обязанности по передаче в неизменном виде абонентского номера и (или) уникального кода идентификации, в том числе в части прекращения оказания услуг связи, наложение административного штрафа на юридических лиц - до одного миллиона рублей.
Таким образом, стоимость получения новой лицензии несоизмеримо с размером действующих штрафов за административные правонарушения и позволяет путем получения новой лицензии избежать оплаты штрафа.
Реализация требований СОРМ на сетях направлена на обеспечение безопасности граждан и государства. В связи с нежеланием финансировать приобретение необходимого оборудования многие компании и предприниматели, действующие в сфере связи, уклоняются от исполнения пунктов, предусмотренных планов внедрения СОРМ. Органами ФСБ России совместно с операторами связи, после получения последними соответствующей лицензии, разрабатываются планы внедрения СОРМ с указанием срока их ввода в эксплуатацию. С момента получения лицензии на оказание услуг связи до момента реализации СОРМ может пройти продолжительный период времени (от 1 года до 3 лет).
Результаты контрольной (надзорной) деятельности показывают, что не все операторы связи в полном объеме обеспечивают реализацию СОРМ или не обеспечивают вообще. В 2020 году проведено проверок - 1441, по которым выявлено нарушений - 1898, в том числе в части СОРМ - 284. В 2021 году проведено проверок - 4389 (по сравнению с 2020 г. увеличилось на 205%), по которым выявлено нарушений - 2241 (по сравнению с 2020 г. увеличилось на 18%), в том числе в части СОРМ - 668 (по сравнению с 2020 г. увеличилось на 135%).
Кроме того, за 2020-2021 года количество прекращенных и вновь оформленных одним и тем же оператором связи лицензий на оказание услуг связи составило - 397, а по результатам проверки выполнения оператором связи плана внедрения СОРМ прекращенных и вновь оформленных лицензий на оказание услуг связи составило - 13.
Недобросовестные субъекты предпринимательской деятельности, в действиях которых выявлены нарушения реализации СОРМ, обращаются в Роскомнадзор с заявлением о прекращении действия лицензии на оказание услуг связи и сразу же подают заявление на получение аналогичной новой лицензии.
При этом у лицензирующего органа отсутствуют основания для отказа в прекращении действия действующей лицензии и выдачи новой лицензии на оказание услуг связи.
Пакет документов, необходимый для получения лицензии на оказание услуг связи, в настоящее время с учетом либерализации процессов лицензировании, существенно сокращен, а пошлина для оформления новой лицензии на сегодняшний день составляет 7 500 рублей.
Согласно статистическим данным на территории Российской Федерации по состоянию на конец 2021 года:
действующих лицензий на оказание услуг связи - 28466 (из них 765 лицензий на оказание услуги почтовой связи, а услуги оказывают только операторы связи ФГУП "Почта России" и ФГУП "Почта Крыма");
продлено лицензий - 7076.
При этом, в 2021 году 1150 лицензий прекращено в соответствии с заявлением лицензиата, а оформлено по заявлению новых лицензий - 2923.
Предметом правового регулирования законопроекта выступают общественные отношения, связанные с взиманием государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в связи с представлением Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственных услуг.
Предлагается увеличить размер государственной пошлины с 7500 рублей до 1 000 000 рублей за предоставление 9 видов лицензий в области оказания услуг связи.
Таким образом, увеличение стоимости получения лицензий в области связи приведет к значительному сокращению недобросовестных операторов связи, а также формированию надежных операторов связи мотивированных на качественную и добросовестную работу.
Проект федерального закона содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие законопроекта не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов, а также дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.