Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 14.06.2022 г.)
Проект
Вносится Правительством Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 2; 2018, N 32, ст. 5088; N 53, ст. 8411, 8457) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14) стороны арбитража - организации - юридические лица, граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, физические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, публично-правовые образования, а также иностранные структуры без образования юридического лица, которые предъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;";
б) дополнить пунктами 22 и 23 следующего содержания:
"22) единый государственный реестр в сфере арбитража - систематизированный свод документированных сведений в электронной форме об арбитражных учреждениях, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлено право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения;
23) реестр недобросовестных арбитров - включенный в единый государственный реестр в сфере арбитража перечень сведений о лицах, которые не могут выступать в качестве арбитров в соответствии со статьей 48.2 настоящего Федерального закона.";
2) в статье 6:
а) слово "Функции" заменить словами "1. Функции";
б) дополнить частью 2 следующего содержания:
"2. В компетенцию уполномоченного федерального органа исполнительной власти входят:
1) осуществление функций по выработке и реализации государственной политики в сфере арбитража (третейского разбирательства);
2) разработка проектов нормативных правовых актов, касающихся функционирования и развития арбитража (третейского разбирательства);
3) принятие мер по обеспечению функционирования и развития арбитража (третейского разбирательства), координация деятельности участников этой сферы;
4) методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих деятельность в сфере арбитража (третейского разбирательства), по вопросам применения настоящего Федерального закона и Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже";
5) формирование и ведение единого государственного реестра в сфере арбитража;
6) разработка и утверждение Положения о порядке формирования и ведения единого государственного реестра в сфере арбитража;
7) осуществление мониторинга деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений;
8) исполнение иных функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом.";
3) в статье 11:
а) дополнить частью 6.1 следующего содержания:
"6.1. При арбитраже, осуществляемом третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора при соблюдении положений части 7 настоящей статьи - председатель третейского суда), должен иметь опыт разрешения гражданско-правовых споров в течение не менее десяти лет, предшествующих началу арбитража, в качестве третейского судьи, и (или) арбитра в третейских судах (арбитраже), и (или) в качестве судьи федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мирового судьи.";
б) часть 10 дополнить словами ", а также лицо, включенное в реестр недобросовестных арбитров.";
4) статью 12 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Сторона, в интересах которой осуществляется финансирование арбитража третьей стороной, обязана незамедлительно раскрыть факт такого финансирования другой стороне и третейскому суду.";
5) часть 2 статьи 17 изложить в следующей редакции:
"2. Соглашением сторон также может быть предусмотрено, что до формирования третейского суда постоянно действующее арбитражное учреждение вправе распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер, которые оно считает необходимыми. Порядок принятия обеспечительных мер до формирования третейского суда может быть установлен правилами постоянно действующего арбитражного учреждения. К таким обеспечительным мерам применяются положения части 1 настоящей статьи, как если бы они были приняты третейским судом.";
6) часть 4 статьи 27 изложить в следующей редакции:
"4. Если стороны не договорились об ином, слушание дела в заседании третейского суда может проводиться путем использования систем видео-конференц-связи.";
7) в статье 44:
а) часть 16 изложить в следующей редакции:
"16. Порядок депонирования правил постоянно действующего арбитражного учреждения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";
б) часть 20 изложить в следующей редакции:
"20. Лицам, не получившим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, запрещается:
1) выполнять отдельные функции по администрированию арбитража, в том числе функции по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, а также иные действия, связанные с проведением третейского разбирательства при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (получение арбитражных расходов и сборов, регулярное предоставление помещений для устных слушаний и совещаний, объединение арбитров в списки или коллегии, формулирование собственных правил арбитража, выполнение одним и тем же лицом функций по содействию проведения арбитража с участием разных арбитров и другие);
2) рекламировать, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) публично предлагать выполнение функций по осуществлению арбитража, включая функции по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.
В случае нарушения одного или нескольких из вышеуказанных запретов решение третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора, считается принятым с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной настоящим Федеральным законом.";
8) часть 10 статьи 45 изложить в следующей редакции:
"10. Если местом арбитража является Российская Федерация, споры, возникающие из договоров, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", или в связи с ними, а также споры с участием физических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, публично-правовых образований и споры, решения по которым могут влечь внесение изменений в юридически значимые реестры, могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением.";
9) в статье 47:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. В каждом рекомендованном списке арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения не менее одной трети арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории Российской Федерации по специальности, входящей в перечень, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, а не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей и (или) арбитров в третейских судах (арбитраже) и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировых судей в течение не менее десяти лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров. Одно лицо не может входить в рекомендованные списки арбитров более пяти постоянно действующих арбитражных учреждений.";
б) дополнить частями 13 и 14 следующего содержания:
"13. Постоянно действующие арбитражные учреждения ежегодно не позднее 1 марта представляют в Совет по совершенствованию третейского разбирательства отчет о своей деятельности за предшествующий календарный год.
14. Постоянно действующие арбитражные учреждения в течение 15 рабочих дней уведомляют уполномоченный федеральный орган исполнительной власти об изменении своего рекомендованного списка арбитров. Требования к содержанию и процедуре направления такого уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";
10) в статье 48:
а) части 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"2. В случае поступления информации о наличии в деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения нарушений законодательства Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе провести проверку деятельности указанного арбитражного учреждения и при выявлении таких нарушений вынести некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, предупреждение в письменной форме с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца со дня вынесения предупреждения.
3. В случае поступления информации о наличии в деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения грубых неоднократных нарушений положений настоящего Федерального закона, повлекших значительный ущерб правам и законным интересам сторон арбитража и иных лиц, либо несоответствия требованиям, установленным пунктами 1 - 3 части 8 статьи 44 настоящего Федерального закона, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе провести проверку деятельности указанного арбитражного учреждения и при выявлении таких нарушений или несоответствия выдать некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, предписание о принятии данной некоммерческой организацией решения о прекращении деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения в течение одного месяца со дня вынесения предписания. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен быть уведомлен об исполнении предписания не позднее трех дней со дня его исполнения.";
б) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Порядок проведения проверок, выдачи предписаний, а также их форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";
11) дополнить главой 9 1 следующего содержания:
"Глава 9 1. Единый государственный реестр в сфере арбитража
Статья 48.1. Единый государственный реестр в сфере арбитража
1. Размещенные в едином государственном реестре в сфере арбитража сведения о постоянно действующих арбитражных учреждениях включают в себя: полное и сокращенное наименование учреждения; дату получения права выполнять на постоянной основе функции по администрированию арбитража; контактные данные (адрес местонахождения, адрес электронной почты, номера телефонов); правила постоянно действующего арбитражного учреждения; сведения об учредителях организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, виды администрируемых споров.
2. Размещенные в едином государственном реестре в сфере арбитража сведения об иностранных арбитражных учреждениях, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, включают в себя: полное и сокращенное наименование учреждения; дату включения в утверждаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями в соответствии с настоящим Федеральным законом; контактные данные (адрес местонахождения, адрес электронной почты, номера телефонов), наличие обособленных подразделений на территории Российской Федерации; правила постоянно действующего арбитражного учреждения; виды администрируемых споров.
3. Содержащиеся в реестре сведения подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 48.2. Реестр недобросовестных арбитров
1. В случае неоднократной отмены, отказа в выдаче исполнительного листа или отказа в признании и приведении в исполнение арбитражного решения компетентным судом по причине нарушения установленной настоящим Федеральным законом процедуры арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, вынесший такие решения арбитр (единолично или в составе коллегии арбитров) по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти включается в реестр недобросовестных арбитров.
2. Размещенные в реестре недобросовестных арбитров сведения включают в себя: фамилию, имя и отчество (при его наличии); дату решения о включении лица в реестр недобросовестных арбитров; реквизиты судебного акта, послужившего основанием для включения в реестр.
3. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных арбитров, исключаются из этого реестра по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо по истечении трех лет со дня их внесения в реестр недобросовестных арбитров.
4. Решение третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора, вынесенное лицом (единолично или в составе коллегии арбитров), включенным в реестр недобросовестных арбитров, считается принятым с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной настоящим Федеральным законом.
5. Содержащиеся в реестре недобросовестных арбитров сведения подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в качестве составного элемента единого государственного реестра в сфере арбитража.";
12) статью 49 дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. Если соглашение сторон о проведении процедуры медиации предусматривает возможность последующего утверждения медиативного соглашения в рамках арбитража, медиативное соглашение может быть утверждено в качестве арбитражного решения на согласованных условиях по просьбе всех сторон арбитража с соблюдением требований статьи 33 настоящего Федерального закона.".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Положения пункта 11 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
Президент |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.