Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 14.06.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан Министерством юстиции Российской Федерации во исполнение пункта 88 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 N 3994-р.
Проектом федерального закона предусматриваются создание и ведение Минюстом России единого государственного реестра в сфере арбитража. Реализация такого положения позволит заинтересованным органам государственной власти, судам, юридическим лицам, гражданам и другим лицам в круглосуточном режиме получать информацию о существующих постоянно действующих арбитражных учреждениях, иностранных арбитражных учреждениях, имеющих право на администрирование арбитража на территории России, а также правилах арбитража соответствующих учреждений.
Составной частью единого государственного реестра в сфере арбитража является реестр недобросовестных арбитров, необходимость создания которого обусловлена продолжением недобросовестного использования института арбитража ad hoc. В такой реестр подлежат включению арбитры, в случае если решениями государственных судов установлены факты неоднократного нарушения ими процедуры арбитража, проводимого третейским судом, образованным для разрешения конкретного спора.
Разработку единого государственного реестра в сфере арбитража планируется осуществить в рамках работ по развитию создаваемой в настоящий момент федеральной государственной информационной системы по реализации полномочий и функций Минюста России согласно ведомственной программе цифровой трансформации в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
Ведение единого государственного реестра в сфере арбитража на электронных носителях должно будет осуществляться в соответствии с едиными принципами, обеспечивающими совместимость и его взаимодействие с иными федеральными информационными системами.
Правоприменительная практика в сфере арбитража за годы послереформенного периода выявила многочисленные прецеденты недобросовестного использования института третейских судов, образованных для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc), в целях незаконного оборота и обналичивания денежных средств. Проектом федерального закона предусмотрены следующие меры по недопущению злоупотреблений, связанных с деятельностью третейских судов, образованных для разрешения конкретного спора:
ограничение возможности использования института арбитража ad hoc лицами, систематически нарушающими установленную законом процедуру. Решение третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора, в состав которого входило лицо, включенное в реестр недобросовестных арбитров, считается принятым с нарушением процедуры арбитража, что в соответствии с процессуальным законодательством является основанием для его отмены или отказа в приведении в исполнение;
расширение перечня категорий споров, рассмотрение которых возможно только в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением. Проектируемое расширение будет затрагивать категории споров, в которых дополнительная защита от мошеннических схем является наиболее востребованной, в частности, в спорах с участием физических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, публично-правовых образований и спорах, которые могут влечь внесение изменений в юридически значимые реестры;
введение дополнительных требований к составу третейского суда, образованного для разрешения конкретного спора. При арбитраже, осуществляемом третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора - председатель третейского суда), должен иметь опыт разрешения гражданско-правовых споров в течение не менее десяти лет, предшествующих началу арбитража;
закрепление в законе признаков, свидетельствующих о факте скрытого администрирования арбитража, установленных в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 N 53.
Проект федерального закона предусматривает совершенствование механизма реализации контроля за деятельностью постоянно действующих арбитражных учреждений, уточняя уже существующую процедуру проведения Минюстом России проверок некоммерческих организаций, при которых созданы постоянно действующие арбитражные учреждения, в случае выявления в их деятельности нарушений законодательства, а также устанавливает полномочие Минюста России по утверждению порядка проведения таких проверок. Указанные изменения призваны обеспечить надлежащую реализацию существующих, но не востребованных на практике полномочий Минюста России по контролю в сфере арбитража.
В целях унификации нормативного регулирования в сфере арбитража проект федерального закона предлагает закрепление в тексте федерального закона основных полномочий и функций Минюста России, которые включают в себя как предусмотренные ранее функции, так и не прописанные ранее, но фактически выполнявшиеся Минюстом России. В частности, в настоящее время Минюст России, в отсутствие законодательного закрепления соответствующих функций, осуществляет разработку проектов нормативных правовых актов, касающихся функционирования и развития арбитража, мониторинг деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений, а также методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам применения законодательства в данной сфере.
Проектом федерального закона предусматривается возможность утверждения заключенного сторонами медиативного соглашения в качестве арбитражного решения на согласованных условиях, что является критически важным фактором развития института медиации в части урегулирования споров, осложненных иностранным элементом.
Помимо прочего, проект федерального закона предполагает совершенствование отдельных аспектов процедуры арбитража, в частности, уточнение порядка проведения устных слушаний с использованием систем видео-конференц-связи, установление обязательств по раскрытию информации о финансировании арбитража третьей стороной и другие.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", не окажет влияния на доходы или расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует:
1) издания постановления Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 N 577".
Цель - оптимизация полномочий Правительства Российской Федерации.
Содержание правового регулирования - передача полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения Минюсту России как уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
Основание: пункт 7 статьи 1 проекта Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
Соисполнители: Минфин России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки: в течение трех месяцев со дня официального опубликования Федерального закона;
2) издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации об утверждении порядка формирования и ведения единого государственного реестра в сфере арбитража.
Цель - нормативное правовое регулирование порядка формирования и ведения единого государственного реестра в сфере арбитража.
Содержание правового регулирования - утверждение порядка формирования и ведения единого государственного реестра в сфере арбитража.
Основание: пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
Срок подготовки: в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона;
3) издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации об утверждении порядка депонирования правил постоянно действующего арбитражного учреждения.
Цель - оптимизация полномочий Правительства Российской Федерации.
Содержание правового регулирования - передача полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения Минюсту России как уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
Основание: пункт 7 статьи 1 проекта Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
Срок подготовки: в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона;
4) издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации об установлении требований к содержанию и процедуре уведомления Минюста России об изменении рекомендованных списков постоянно действующих арбитражных учреждений.
Цель - совершенствование механизма контроля деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений.
Содержание правового регулирования - установление требований к содержанию и процедуре уведомления Минюста России об изменении рекомендованных списков постоянно действующих арбитражных учреждений.
Основание: пункт 9 статьи 1 проекта Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
Срок подготовки: в течение трех месяцев со дня вступления Федерального закона в силу;
5) издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации об установлении порядка проведения проверок деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений, выдачи предписаний и их форм.
Цель - совершенствование механизма контроля деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений.
Содержание правового регулирования - установление порядка проведения проверок деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений, выдачи предписаний и их форм.
Основание: пункт 10 статьи 1 проекта Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
Срок подготовки: в течение девяти месяцев со дня вступления Федерального закона в силу;
6) признания утратившим силу приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 10.11.2017 N 230 "Об утверждении Порядка выдачи предписания некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, или иностранному арбитражному учреждению, получившему право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, о принятии данными некоммерческой организацией или иностранным арбитражным учреждением решения о прекращении деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения на территории Российской Федерации и форм указанных предписаний".
Цель - совершенствование механизма контроля деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений.
Основание: пункт 10 статьи 1 проекта Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
Срок подготовки: в течение девяти месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.