Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка направления налоговых уведомлений"
(подготовлен Минфином России 16.06.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка направления налоговых уведомлений" (далее - законопроект) разработан с учётом правоприменительной практики, выявившей необходимость изменения порядка взаимодействия налогоплательщиков - физических лиц с налоговыми органами через единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ).
Законопроектом предусматривается право налогоплательщиков - физических лиц, имеющих подтвержденную учетную запись в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) и не относящихся к получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика (далее - налогоплательщики), представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через единый личный кабинет в ЕПГУ.
Сведения о действующей учётной записи (идентификаторе) соответствующего пользователя ЕПГУ в ЕСИА уже направляются в Федеральную налоговую службу на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 N 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации".
Также устанавливается, что передача налоговым органом документов, содержащих сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, в электронной форме через личный кабинет на ЕПГУ осуществляется при наличии согласия на это указанного налогоплательщика, выраженного им в уведомлении о представлении документов через личный кабинет на ЕПГУ.
Документы, которые могут передаваться налоговыми органами налогоплательщику через личный кабинет на ЕПГУ, определяются непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).
В частности, пунктом 4 статьи 52 Кодекса (в редакции законопроекта) предусматривается, что через личный кабинет на ЕПГУ может быть передано налоговое уведомление.
В настоящее время налоговые уведомления направляются на бумажном носителе заказными письмами по почте либо в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (далее - ЛКН). Соотношение налоговых уведомлений, направленных по почте, к налоговым уведомлениям, размещенным через ЛКН, составило:
в 2019 г.: по почте - 76.1%, через ЛКН - 23.9% (16.9 млн налоговых уведомлений); в 2020 г.: по почте - 72.5%, через ЛКН - 27.5% (19.1 млн налоговых уведомлений); в 2021 г.: по почте - 66.4%, через ЛКН - 33.6% (22.5 млн налоговых уведомлений).
Общий объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на подготовку, франкирование и пересылку почтовых отправлений в рамках массовой печати документов налоговых органов (в том числе налоговых уведомлений), в 2018 г. составил 2,9 млрд руб., в 2019 г. - 3,2 млрд руб., в 2020 г. - 3,3 млрд руб., в 2021 г. - 3,6 млрд руб.
При этом ежегодное увеличение тарифов на пересылку внутренней почтовой корреспонденции приводит к постоянному увеличению бюджетных расходов на пересылку налоговых уведомлений. Так, ежегодный рост тарифов на почтовую пересылку документов налоговых органов (по отношению к предыдущему году на пересылку заказного письма весом до 20 гр.) в 2018 г. составил 12,2% (54,28 руб. за одно почтовое сообщение), в 2019 г. - 10,5% (60 руб. за одно почтовое сообщение), в 2020 г. - 8% (64,8 руб. за одно почтовое сообщение), в 2021 г. - 5% (68 руб. за одно почтовое сообщение).
Вместе с тем, по информации Минцифры России, в ЕПГУ с подтверждённой учётной записью ЕСИА зарегистрирован 86 млн граждан, что существенно больше количества пользователей ЛКН. К числу пользователей ЕПГУ относятся физические лица, которым регулярно направляются налоговые уведомления на бумажном носителе заказными письмами по почте.
Реализация законопроекта позволит отказаться от дублирования направления налоговых уведомлений почтовым сообщением на бумажном носителе для налогоплательщиков - пользователей ЕПГУ, которые направили в налоговый орган уведомление о представлении документов через личный кабинет на ЕПГУ.
Таким образом, реализация законопроекта приведёт к значительному сокращению бюджетных расходов на массовую печать и направление налоговых уведомлений и при этом не повлечёт снижение собираемости налогов, что будет способствовать улучшению социально-экономической обстановки в стране.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация соответствующего федерального закона не окажет негативного влияния на достижение целей какой-либо государственной программы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.