Проект Федерального закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)"
(подготовлен ФАС России 24.06.2022 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
Об основах государственного регулирования цен (тарифов)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования цен (тарифов), полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю (надзору) в области государственного регулирования цен (тарифов), а также основные права и обязанности регулируемых субъектов и потребителей товаров (работ, услуг) регулируемых субъектов.
2. Государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в сферах деятельности естественных монополий, а также в сферах, предусмотренных частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона. Государственное регулирование цен (тарифов) в иных сферах осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами и (или) международными договорами Российской Федерации.
3. Государственное регулирование цен (тарифов) на конкурентных рынках не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и (или) международными договорами Российской Федерации.
4. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) защита интересов потребителей товаров (работ, услуг) регулируемых субъектов;
2) обеспечение доступности товаров (работ, услуг) регулируемых субъектов для потребителей;
3) достижение оптимального сочетания экономических интересов потребителей и регулируемых субъектов;
4) обеспечение устойчивого развития экономики на основе долгосрочного регулирования цен (тарифов) с учетом роста благосостояния населения;
5) создание условий для развития конкуренции с поэтапной отменой государственного регулирования цен (тарифов);
6) использование энергоэффективных технологий ресурсосберегающих технологий в производственных процессах;
7) повышение инвестиционной привлекательности сфер регулируемой деятельности для обеспечения устойчивого функционирования и развития инфраструктуры таких сфер;
8) внедрение цифровых инструментов государственного регулирования цен (тарифов).
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)
1. Законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона. Положения иных федеральных законов, регулирующие указанные отношения, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, регулируются указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) государственное регулирование цен (тарифов) - совокупность мер, принимаемых государством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений, направленных на установление цен (тарифов) в сферах регулируемой деятельности, и контроль за их установлением и (или) применением;
2) цена (тариф) - система выраженных в валюте Российской Федерации ценовых ставок, в том числе цены, тарифы, сборы, надбавки, плата, с использованием которых осуществляются расчеты за товары (работы, услуги), производимые (реализуемые) регулируемым субъектом;
3) необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых регулируемому субъекту для осуществления регулируемой деятельности в течение периода регулирования;
4) регулируемый субъект - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государством;
5) регулируемая деятельность - деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемые товары (работы, услуги) осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) органы регулирования - федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - федеральный орган регулирования), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - региональный орган регулирования), а в случае передачи соответствующих полномочий - орган местного самоуправления;
7) долгосрочный период регулирования - период продолжительностью не менее пяти календарных лет (трех календарных лет для впервые регулируемых организаций), на который устанавливаются регулируемые цены (тарифы), рассчитываются необходимая валовая выручка регулируемого субъекта и (или) долгосрочные параметры регулирования;
8) федеральная государственная информационная система "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - информационная система "ЕИАС") - единая государственная информационная система, с использованием которой обеспечивается реализация государственных функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе информатизация управленческих процессов государственного регулирования цен (тарифов), мониторинга регулируемых цен (тарифов) и государственного контроля (надзора) за их установлением, изменением, применением, отменой, обеспечиваются раскрытие информации органами регулирования, советами потребителей, регулируемыми субъектами и иными лицами, а также реализация иных государственных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
9) регуляторная (тарифная) заявка - предложение регулируемого субъекта по установлению цены (тарифа), представляемое в орган регулирования с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом;
10) долгосрочные параметры регулирования - параметры расчета цен (тарифов), которые используются при установлении цен (тарифов) на долгосрочный период регулирования. Перечень долгосрочных параметров определяется в федеральном законе или нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и должен включать в себя натуральные показатели;
11) операционные расходы - расходы регулируемых субъектов, связанные с непосредственным обеспечением их текущей деятельности по производству (реализации) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государством, не относящиеся к инвестиционным расходам, состав и методология определения которых устанавливаются настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
12) инвестиционные расходы - расходы, включенные в необходимую валовую выручку регулируемого субъекта, связанные с выполнением мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов основных средств, нематериальных активов и иных мероприятий, которые предусматривают капитальные вложения и подлежат включению в инвестиционные программы регулируемых субъектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) расчетная предпринимательская прибыль - прибыль, включаемая в необходимую валовую выручку регулируемого субъекта, остающаяся в распоряжении регулируемого субъекта и расходуемая по его усмотрению.
2. Понятия "потребитель" и "хозяйствующий субъект" применяются в значениях, определенных в статье 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", понятие "инвестиционная программа" применяется в значении, определенном в законодательстве о естественных монополиях.
Статья 4. Сферы регулируемой деятельности
1. Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом в следующих сферах:
1) деятельность субъектов естественных монополий;
2) электроэнергетика;
3) производство продукции ядерно-топливного цикла;
4) теплоснабжение;
5) водоснабжение и водоотведение;
6) обращение с отходами производства и потребления;
7) газоснабжение;
8) железнодорожный, водный и воздушный транспорт;
9) универсальные услуги почтовой связи.
2. Исчерпывающий перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию федеральным органом регулирования, региональными органами регулирования, в сферах, указанных в пунктах 2, 4, 5, 6, 7, 9 части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами. Исчерпывающий перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию федеральным органом регулирования, региональными органами регулирования, в сферах, указанных в пунктах 1, 3, 8 части 1 настоящей статьи, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
3. Цены (тарифы) в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, и не установленные в федеральных законах и нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, государственному регулированию не подлежат.
Статья 5. Общие принципы государственного регулирования цен (тарифов)
Государственное регулирование цен (тарифов) основывается на следующих принципах:
1) приоритет государственного регулирования цен (тарифов) методом сравнения аналогов (эталонных расходов (затрат);
2) установление цен (тарифов) исходя из их экономической обоснованности;
3) соблюдение баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей;
4) долгосрочность установления цен (тарифов), а также натуральных показателей;
5) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сферах регулируемой деятельности;
6) обеспечение равных условий доступа потребителей к товарам (работам, услугам), цены на которые регулируются государством;
7) открытость деятельности регулируемых субъектов и органов регулирования;
8) стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении регулируемой деятельности;
9) стимулирование использования регулируемыми субъектами продукции, технических решений и средств, произведенных (разработанных) российскими организациями и (или) на территории Российской Федерации;
10) прекращение, в том числе поэтапное, либо минимизация объемов перекрестного субсидирования при установлении регулируемых цен (тарифов) в соответствии с порядком, определенном в федеральных законах, в соответствующей сфере деятельности.
Статья 6. Участие потребителей в государственном регулировании цен (тарифов)
1. Потребители участвуют в процессе установления цен (тарифов) регулируемых субъектов, а также в процессах утверждения инвестиционных программ регулируемых субъектов и контроля за их реализацией.
2. Потребители реализуют свои права, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, непосредственно при участии в общественном обсуждении проектов инвестиционных программ, при рассмотрении регуляторных (тарифных) заявок и иной информации, раскрываемой в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также через советы потребителей.
3. Советы потребителей являются органами, образованными для целей учета позиции потребителей при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов), формировании инвестиционных программ в соответствии с порядком регулирования инвестиционной деятельности регулируемых субъектов, установленным законодательством Российской Федерации, а также для осуществления общественного контроля за деятельностью регулируемых субъектов и органов регулирования.
4. Советы потребителей в соответствии с компетенцией и порядком, определенными настоящим Федеральным законом:
1) участвуют в рассмотрении регуляторных (тарифных) заявок и иных материалов об установлении регулируемых цен (тарифов), представляемых регулируемыми субъектами в органы регулирования, посредством направления позиции по представленным заявкам и материалам в орган регулирования;
2) принимают участие в заседаниях коллегиального органа, образованного при федеральном органе регулирования;
3) осуществляют общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направляют в органы регулирования информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
4) участвуют в рассмотрении проектов инвестиционных программ, проектов изменений в инвестиционные программы регулируемых субъектов в установленном порядке и осуществляют общественный контроль за их реализацией, посредством направления позиции по представленным проектам в орган регулирования;
5) распространяют информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей;
6) представляют в органы регулирования и регулируемые субъекты предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг);
7) направляют в органы регулирования и органы прокуратуры материалы, содержащие сведения о нарушениях регулируемыми субъектами требований законодательства Российской Федерации;
8) осуществляют иные функции, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
5. Порядок создания советов потребителей, их участия в процессе установления цен (тарифов) регулируемых субъектов, а также в процессе утверждения инвестиционных программ регулируемых субъектов и контроля за их реализацией устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих порядок осуществления инвестиционной деятельности регулируемых субъектов.
Глава 2. Формы и методы государственного регулирования цен (тарифов)
Статья 7. Формы государственного регулирования цен (тарифов)
1. Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется с использованием следующих форм:
1) установление цен (тарифов) органом регулирования;
2) установление цен (тарифов) в пределах значений, установленных органом регулирования;
3) установление цен (тарифов) в виде формулы или порядка определения цен (тарифов);
4) соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности между органом регулирования и регулируемым субъектом.
2. Определение и применение форм государственного регулирования цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона.
Статья 8. Установление цен (тарифов) органом регулирования
Цены (тарифы), регулирование которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, устанавливаются федеральным органом регулирования, региональными органами регулирования, органами местного самоуправления в случае передачи им соответствующих полномочий.
Статья 9. Установление цен (тарифов) в пределах значений, установленных органом регулирования
1. Правительство Российской Федерации или федеральный орган регулирования ежегодно устанавливает предельные (максимальные и (или) минимальные) цены (тарифы) на товары (работы, услуги) в случаях и в порядке, определяемых Правительством Российской Федерации, с учетом параметров прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и (или) долгосрочный периоды.
2. В случаях установления предельных (максимальных и (или) минимальных) цен (тарифов) на товары (работы, услуги), подлежащих регулированию региональными органами регулирования, регулируемые цены (тарифы) рассчитываются уполномоченным региональным органом регулирования в пределах значений, установленных федеральным органом регулирования.
В случаях, определенных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, региональный орган регулирования вправе обратиться в федеральный орган регулирования с мотивированным заявлением о превышении предельных (максимальных и (или) минимальных) цен (тарифов) на товары (работы, услуги). Указанное заявление рассматривается в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
3. В случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, цена (тариф) устанавливается регулируемым субъектом самостоятельно в пределах значений, установленных органом регулирования.
Статья 10. Установление цен (тарифов) в виде формулы или порядка определения цен (тарифов)
Регулируемый субъект осуществляет расчет цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые (реализуемые) регулируемым субъектом, с использованием формулы, установленной федеральным органом регулирования.
Статья 11. Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности между органом регулирования и регулируемым субъектом
1. В случаях, установленных федеральными законами в соответствующей сфере, федеральный или региональный орган регулирования вправе заключить с регулируемым субъектом соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности.
2. Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности заключается на срок действия тарифов, установленных для регулируемого субъекта или на более длительный срок. Срок действия соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности не может быть менее 5 лет.
3. Долгосрочные параметры регулирования тарифов и (или) долгосрочные цены (тарифы), включенные в соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности в течение срока, на который установлены такие параметры, изменению не подлежат, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности может предусматривать компенсацию за счет средств бюджетов Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации разницы между экономически обоснованными расходами регулируемого субъекта, определенными с учетом долгосрочных параметров регулирования цен (тарифов), которые должны быть учтены при установлении цен (тарифов), и расходами, учтенными при установлении цен (тарифов).
5. Существенные условия соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности определяются федеральным законом в соответствующей сфере или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, принятым во исполнение такого федерального закона.
6. Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности, заключаемое между региональным органом регулирования и регулируемым субъектом, подлежит согласованию с федеральным органом регулирования.
7. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок заключения, изменения, расторжения соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности, а также порядок их согласования с федеральным органом регулирования.
Статья 12. Расчет (определение) цен (тарифов)
1. Регулируемая цена (тариф), устанавливаемая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) на подключение (технологическое присоединение) и (или) стандартизированных цен (тарифов), определяющих величину цен (тарифов) на подключение (технологическое присоединение), рассчитывается исходя из определения необходимой валовой выручки регулируемого субъекта и объема производимых им товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Регулируемая цена (тариф), устанавливаемая органом регулирования в соответствии с частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, рассчитывается в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей частью, с учетом требований части 2 указанной статьи.
2. В состав необходимой валовой выручки включаются операционные расходы, а также неподконтрольные расходы, амортизация, налоги, сборы, другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации, и инвестиционные расходы (за исключением инвестиционных расходов на проекты развития, реализуемые по обращению конкретных лиц в их интересах), а также прибыль регулируемого субъекта. Операционные расходы регулируемого субъекта определяются в соответствии с применяемыми методами регулирования в порядке, предусмотренном статьями 14 и 15 настоящего Федерального закона. Инвестиционные расходы регулируемого субъекта определяются в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, а в случае установления цен (тарифов) методом обеспечения доходности инвестированного капитала - с учетом требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
3. Размер стандартизированной цены (тарифа) на подключение (технологическое присоединение) определяется исходя из размера расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению регулируемым субъектом в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
4. Регулируемый субъект в обязательном порядке осуществляет раздельный учет доходов, расходов, финансовых результатов в отношении регулируемой и нерегулируемой деятельности, по каждому виду регулируемой деятельности и объемов продукции (услуг) в отношении каждого вида регулируемой деятельности.
5. При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается:
1) двойной учет одних и тех же расходов регулируемого субъекта, в том числе в отношении различных видов деятельности регулируемого субъекта, либо двойной учет ставки доходности одних и тех же активов при определении прибыли регулируемого субъекта;
2) учет расходов регулируемого субъекта, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на безвозвратной основе;
3) учет расходов регулируемого субъекта на уплату штрафов, предусмотренных законодательством Российской Федерации за совершение преступления либо административного правонарушения, расходов, связанных с применением мер гражданско-правовой ответственности, наступившей в результате противоправного поведения регулируемого субъекта;
4) включение в состав необходимой валовой выручки расходов регулируемых субъектов, не связанных с осуществлением регулируемой деятельности.
Статья 13. Методы государственного регулирования цен (тарифов)
1. Установление цен (тарифов) в отношении регулируемых видов деятельности осуществляется методом сравнения аналогов (эталонных расходов (затрат).
2. При отсутствии утвержденных эталонных расходов (затрат) регулируемого субъекта или невозможности применения эталонных расходов (затрат) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, установление цен (тарифов) осуществляется одним из следующих методов:
1) метод индексации установленных цен (тарифов);
2) метод экономически обоснованных затрат;
3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала.
3. Установление цен (тарифов) может осуществляться иными методами в порядке и случаях, определенных федеральными законами в соответствующей сфере. Порядок выбора метода государственного регулирования цен (тарифов) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Метод сравнения аналогов (эталонных расходов (затрат)
1. Метод сравнения аналогов (эталонных расходов (затрат) основывается на установлении долгосрочных цен (тарифов) для регулируемых субъектов на основе анализа зависимости величины расходов прочих регулируемых субъектов, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых технических, технологических, экономических, природно-климатических и иных объективных условиях, достижения показателей надежности, качества и (или) энергетической эффективности регулируемых субъектов.
2. Операционные расходы, рассчитываемые методом сравнения аналогов (эталонных расходов (затрат), определяются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации и рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом регулирования, и используемыми таким органом и (или) иными органами регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов).
Статья 15. Метод экономически обоснованных затрат
1. При применении метода экономически обоснованных затрат расчет необходимой валовой выручки регулируемого субъекта производится на соответствующий период регулирования на основе данных бухгалтерской и статистической отчетности с учетом планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организации (расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализиционных расходов, а также расходов не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения). Методом экономически обоснованных затрат определяются необходимая валовая выручка и (или) операционные расходы первого года долгосрочного периода регулирования при применении метода индексации установленных цен (тарифов) и метода обеспечения доходности инвестированного капитала.
1. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 16. Метод обеспечения доходности инвестированного капитала
1. Под методом обеспечения доходности инвестированного капитала понимается способ установления необходимой валовой выручки регулируемого субъекта, при котором величина прибыли, закладываемая в тарифы, рассчитывается путем умножения установленной нормы доходности на стоимость капитала, инвестированного в развитие регулируемого субъекта.
2. При определении стоимости капитала, инвестированного в развитие регулируемого субъекта, учету подлежит исключительно стоимость объекта, предусмотренного инвестиционной программой и введенного (принятого) в эксплуатацию.
3. Норма доходности определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, единым нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на издание такого акта.
4. При применении метода обеспечения доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка регулируемого субъекта устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования на основе значений долгосрочных параметров регулирования, определяемых органом регулирования.
5. Метод обеспечения доходности инвестированного капитала используется при установлении долгосрочных тарифов для регулируемого субъекта при соблюдении следующих условий:
1) регулируемый субъект не является государственным или муниципальным унитарным предприятием;
2) регулируемый субъект соответствует критериям выбора метода обеспечения доходности инвестированного капитала, установленным Правительством Российской Федерации;
3) наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы на срок долгосрочного периода регулирования.
6. Расчет (определение) цен (тарифов) методом обеспечения доходности инвестированного капитала осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Решение регионального органа регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала в отношении регулируемого субъекта подлежит согласованию с федеральным органом регулирования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Метод индексации установленных цен (тарифов)
1. Под методом индексации установленных цен (тарифов) понимается способ определения органом регулирования необходимой валовой выручки, размера отдельных расходов регулируемых субъектов либо цены (тарифа) или группы цен (тарифов), основанный на определении индексов (коэффициентов) на долгосрочный период регулирования.
2. При применении метода индексации установленных цен (тарифов) органы регулирования в обязательном порядке устанавливают целевые показатели эффективности деятельности регулируемых субъектов и осуществляют контроль за их достижением по итогам долгосрочного периода регулирования. Перечни целевых показателей эффективности деятельности регулируемых субъектов по регулируемым видам деятельности и порядок их установления утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Порядок применения метода индексации установленных цен (тарифов) и определения индексов (коэффициентов) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Инвестиционные расходы регулируемых субъектов
1. Инвестиционные расходы регулируемого субъекта подлежат включению в необходимую валовую выручку указанного субъекта в размере, определенном его инвестиционной программой, утвержденной в установленном порядке и согласованной с органом регулирования.
2. Инвестиционные расходы, подлежащие включению в необходимую валовую выручку регулируемого субъекта, могут быть ограничены в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.
3. Основания, порядок утверждения инвестиционных программ регулируемого субъекта, требования к их содержанию и порядок осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ устанавливаются федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
4. В случае, если по результатам контрольно-надзорных мероприятий в отношении реализации инвестиционных программ установлено, что регулируемый субъект не выполнил предусмотренные инвестиционной программой мероприятия, финансирование которых осуществлялось из тарифных источников, и (или) выявлены факты нецелевого использования инвестиционных ресурсов, расходы на реализацию данных мероприятий инвестиционной программы исключаются органом регулирования из состава регулируемых цен (тарифов).
5. Инвестиционные расходы на проекты развития, реализуемые в интересах конкретных потребителей по их обращению, не подлежат включению в состав необходимой валовой выручки регулируемого субъекта, формируемой для целей установления регулируемых цен (тарифов) для потребителей, не обращавшихся с целью предоставления доступа к товарам (работам, услугам) регулируемого субъекта, и для неопределенного круга потребителей. Такие инвестиционные расходы компенсируются регулируемому субъекту (в составе платы за подключение (технологическое присоединение) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Особенности учета отдельных затрат при установлении цен (тарифов)
1. В расходы регулируемого субъекта на оплату труда включаются начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, иные расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации. Органы регулирования определяют размер фонда оплаты труда регулируемого субъекта с учетом отраслевых тарифных соглашений в соответствующей сфере деятельности, заключенных на федеральном уровне социального партнерства и зарегистрированных в установленном порядке в федеральном органе исполнительной власти.
2. Расходы на оплату труда регулируемого субъекта определяются путем умножения численности работников на размер их средней заработной платы.
3. Численность работников регулируемого субъекта для целей учета расходов на оплату труда при установлении цен (тарифов) определяется в соответствии с нормативами численности работников, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере регулируемой деятельности, но не выше фактической численности работников, определенной в штатном расписании регулируемого субъекта.
4. До утверждения нормативов численности работников, указанных в части 3 настоящей статьи, численность работников определяется путем сравнения численности работников хозяйствующего субъекта, производящего (осуществляющего) сопоставимый объем товаров (работ, услуг) и осуществляющего деятельность в сопоставимых условиях, с численностью работников регулируемого субъекта, но не выше фактической численности работников, определенной в штатном расписании регулируемого субъекта. Порядок осуществления такого сравнения определяется федеральным органом регулирования.
5. При невозможности определения численности работников, указанных в части 3 настоящей статьи, путем сравнения численности работников хозяйствующего субъекта, указанного в части 4 настоящей статьи, с численностью работников регулируемого субъекта, численность работников регулируемого субъекта определяется на основании экономически обоснованного анализа фактической численности работников регулируемого субъекта.
6. Размер средней заработной платы работников регулируемого субъекта определяется с учетом положений отраслевых тарифных соглашений в соответствующей сфере деятельности, заключенных на федеральном уровне социального партнерства и зарегистрированных в установленном порядке в федеральном органе исполнительной власти, оценки фактической средней заработной платы работников регулируемого субъекта, сравнения фактической заработной платы регулируемого субъекта и средней заработной платы по отрасли, в которой осуществляет деятельность регулируемый субъект, сложившуюся в соответствующем субъекте Российской Федерации по итогам года, предшествующего году начала периода регулирования, и прогнозного индекса потребительских цен.
7. Иные экономически обоснованные расходы на социальные нужды включаются в состав необходимой валовой выручки регулируемого субъекта в размере, определенном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
8. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых в состав необходимой валовой выручки регулируемого субъекта включаются расходы на создание резерва по сомнительным долгам в регулируемых видах деятельности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), и устанавливает размер расходов на создание такого резерва.
9. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов подлежат учету в составе необходимой валовой выручки регулируемого субъекта в соответствии с нормативными правовыми актами в соответствующей сфере регулируемой деятельности и являются источником собственных средств для финансирования мероприятий инвестиционной программы.
Статья 20. Прибыль
1. Прибыль регулируемого субъекта формируется из расчетной предпринимательской прибыли, экономии операционных расходов и экономии инвестиционных расходов.
2. Размер и условия включения расчетной предпринимательской прибыли в необходимую валовую выручку регулируемого субъекта определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Расчетная предпринимательская прибыль регулируемого субъекта, являющегося государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением не устанавливается.
4. Экономия операционных расходов, достигнутая регулируемым субъектом за счет оптимизации затрат (в том числе внедрения ресурсосберегающих технологий, осуществления закупок по ценам ниже среднерыночных, оптимизации управленческих процессов, повышения квалификации персонала), остается в распоряжении регулируемого субъекта в течение долгосрочного периода регулирования. Правительством Российской Федерации может быть установлен более длительный срок сохранения экономии операционных расходов в распоряжении регулируемого субъекта. Орган регулирования устанавливает цены (тарифы) регулируемому субъекту на следующий долгосрочный период регулирования с учетом экономии операционных расходов, достигнутой в предыдущем долгосрочном периоде регулирования.
5. Экономия инвестиционных расходов, достигнутая регулируемым субъектом за счет оптимизации затрат на выполнение конкретного мероприятия, предусмотренного инвестиционной программой регулируемого субъекта, остается в распоряжении регулируемого субъекта при условии полного выполнения данного мероприятия инвестиционной программы в срок.
6. Положения настоящей статьи не применяются в случае установления регулируемых цен (тарифов) с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала.
Глава 3. Полномочия органов государственной власти в области государственного регулирования цен (тарифов)
Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации:
1) утверждает порядок государственного регулирования цен (тарифов) в сферах регулируемой деятельности, в том числе основы ценообразования и правила государственного регулирования цен (тарифов);
2) утверждает порядок согласования, одобрения (утверждения), внесения изменений в инвестиционные программы (корректировки) и государственного контроля (надзора) за реализацией инвестиционных программ регулируемых субъектов, а также требования к составу и содержанию таких программ;
3) утверждает перечень регулируемых субъектов, инвестиционные программы которых одобряются (утверждаются) Правительством Российской Федерации, одобряет (утверждает) в установленном порядке такие инвестиционные программы, а также рассматривает отчеты об их исполнении;
4) утверждает стандарты раскрытия информации регулируемыми субъектами, органами регулирования;
5) определяет порядок ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов регулируемыми субъектами;
6) утверждает состав коллегиального органа федерального органа регулирования и порядок принятия им решений;
7) утверждает порядок создания советов потребителей, их участия в процессе установления цен (тарифов) регулируемых субъектов, а также в процессе утверждения инвестиционных программ регулируемых субъектов и контроля за их реализацией;
8) утверждает состав информации, подлежащей раскрытию в информационной системе "ЕИАС" в соответствии со стандартами раскрытия информации, а также порядок ее раскрытия;
9) утверждает порядок функционирования и эксплуатации информационной системы "ЕИАС", требования к технологическим и лингвистическим средствам информационной системы "ЕИАС", в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора и обработки информации, порядок взаимодействия информационной системы "ЕИАС" с иными информационными системами;
10) утверждает порядок определения и применения форм государственного регулирования цен (тарифов);
11) утверждает порядок установления предельных максимальных и (или) минимальных цен (тарифов) на товары и услуги федеральным органом регулирования;
12) утверждает порядок определения нормы доходности при установлении цен (тарифов);
13) утверждает порядок изменения цен (тарифов) в течение периода регулирования;
14) утверждает исчерпывающий перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию;
15) утверждает порядок расчета (определения) цен (тарифов) методом доходности инвестированного капитала;
16) утверждает порядок согласования решения регионального органа регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала в отношении регулируемого субъекта с федеральным органом регулирования;
17) утверждает порядок определения (установления) перечней целевых показателей эффективности деятельности по регулируемым видам деятельности регулируемых субъектов и осуществления контроля за их достижением по итогам долгосрочного периода регулирования при применении метода индексации;
18) утверждает порядок установления показателей эффективности деятельности регулируемых субъектов и оценки их достижения в целях расчета размера расчетной предпринимательской прибыли;
19) утверждает порядок согласования назначения на должности руководителей региональных органов регулирования и их проверки на знание законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов);
20) утверждает порядок установления цены (тарифа) на подключение (технологическое присоединение) и (или) стандартизированной цены (тарифа) на подключение (технологическое присоединение);
21) утверждает требования к экспертному заключению органа регулирования;
22) устанавливает цены (тарифы) в пределах своей компетенции;
23) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 22. Полномочия федерального органа регулирования
Федеральный орган регулирования:
1) осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов);
2) согласовывает инвестиционные программы регулируемых субъектов, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти;
3) устанавливает цены (тарифы) в пределах своей компетенции;
4) утверждает перечень документов, представляемых в составе регуляторной (тарифной) заявки;
5) утверждает методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов);
6) утверждает порядок сравнения численности работников хозяйствующего субъекта, выполняющего сопоставимый объем работ в сопоставимых условиях, с численностью работников регулируемого субъекта;
7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 23. Полномочия региональных органов регулирования
Региональные органы регулирования:
1) осуществляют в пределах своей компетенции региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов);
2) согласовывают инвестиционные программы регулируемых субъектов, регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется региональными органами регулирования, а также осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за реализацией таких программ в случаях и в порядке, установленных федеральными законами, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
3) устанавливают цены (тарифы) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации;
4) осуществляют иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 24. Полномочия органов местного самоуправления в области государственного регулирования цен (тарифов)
Органы местного самоуправления в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают цены (тарифы), отнесенные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации к ценам (тарифам), подлежащим установлению региональными органами регулирования в случае передачи соответствующих полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 25. Порядок согласования назначения на должность руководителей региональных органов регулирования
1. На должность руководителя регионального органа регулирования может быть назначено лицо, согласованное федеральным органом регулирования.
2. Порядок согласования назначения кандидатов на должность руководителя регионального органа регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. До завершения процедуры согласования, предусмотренной настоящей статьей, назначение кандидата исполняющим обязанности (временно исполняющим обязанности) руководителя регионального органа регулирования не допускается, за исключением однократного назначения на срок, не превышающий шести месяцев.
Глава 4. Порядок принятия решений об установлении регулируемых цен (тарифов)
Статья 26. Сроки установления цен (тарифов)
1. Цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного долгосрочного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного долгосрочного периода регулирования.
2. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее пяти лет.
3. Установленные на долгосрочный период цены (тарифы) не подлежат изменению в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
4. Цены (тарифы) для регулируемых субъектов, регулирование которых осуществляется впервые, могут быть установлены в течение календарного года и действуют до 31 декабря года, в котором были установлены.
5. Порядок рассмотрения дел об установлении регулируемых цен (тарифов), а также порядок рассмотрения вопросов об утверждении цен (тарифов) и принятия решений об установлении цен (тарифов) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 27. Общие требования к порядку принятия решений об установлении регулируемых цен (тарифов)
1. Для установления регулируемых цен (тарифов) регулируемые субъекты представляют в орган регулирования регуляторную (тарифную) заявку.
2. Регуляторная (тарифная) заявка в орган регулирования направляется в одной из следующих форм:
1) в электронной форме - посредством информационной системы "ЕИАС";
2) на бумажном носителе - в случае невозможности ее направления посредством информационной системы "ЕИАС.
3. Перечень документов, прилагаемых к ценовой (тарифной) заявке, утверждается федеральным органом регулирования.
4. Установление цен (тарифов) производится органом регулирования путем рассмотрения дел об установлении цен (тарифов).
5. Рассмотрение дела об установлении цен (тарифов) производится органом регулирования в следующей последовательности:
1) решение вопроса об открытии дела об установлении цен (тарифов);
2) анализ ценовой (тарифной) заявки, сбор необходимых обосновывающих документов и материалов;
3) экспертиза материалов дела об установлении регулируемых цен (тарифов), подготовка экспертного заключения органа регулирования;
4) рассмотрение вопроса об установлении цен (тарифов) коллегиальным органом органа регулирования и принятие им соответствующего решения.
6. В ходе рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) орган регулирования вправе запрашивать информацию, необходимую для рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и принятия им соответствующего решения.
7. В случае непредставления регулируемыми субъектами материалов, необходимых для рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и принятия решения об установлении цен (тарифов), орган регулирования рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных регулируемых субъектов на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
8. К делу об установлении цен (тарифов) приобщается экспертное заключение органа регулирования.
9. Требования к экспертному заключению органа регулирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
10. Для принятия решений об установлении цен (тарифов) в органе регулирования создается коллегиальный орган.
11. Порядок создания коллегиального органа определяется Правительством Российской Федерации.
Глава 5. Автоматизация функций (процессов) в области государственного регулирования цен (тарифов) и информирование о деятельности органов регулирования, регулируемых субъектов, советов потребителей
Статья 28. Автоматизация функций (процессов) в области государственного регулирования цен (тарифов)
1. Автоматизация функций (процессов) в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в части установления, применения, изменения, отмены, мониторинга регулируемых цен (тарифов), раскрытия информации, осуществления государственного контроля (надзора) в сферах регулируемой деятельности осуществляется с использованием информационной системы "ЕИАС" в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Автоматизация функций (процессов) в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в части установления, применения, изменения, отмены, мониторинга регулируемых цен (тарифов), раскрытия информации, государственного контроля (надзора) в сферах регулируемой деятельности, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также раскрытие такими органами информации о своей деятельности в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, и взаимодействие федерального органа регулирования с такими органами обеспечиваются путем подключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к региональным модулям информационной системы "ЕИАС". Для осуществления функций по государственному регулированию и государственному контролю (надзору), предусмотренных настоящим Федеральным законом, допускается использование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации созданных ими информационных систем при условии интеграции указанных систем с информационной системой "ЕИАС".
3. Создание, эксплуатация и развитие информационной системы "ЕИАС" осуществляется федеральным органом регулирования.
4. Порядок функционирования и эксплуатации информационной системы "ЕИАС", требования к технологическим и лингвистическим средствам информационной системы "ЕИАС", в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора и обработки информации, и порядок взаимодействия информационной системы "ЕИАС" с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований, предусмотренных федеральными законами.
Статья 29. Раскрытие информации о деятельности органов регулирования, регулируемых субъектов, советов потребителей
1. С использованием информационной системы "ЕИАС" обеспечивается раскрытие информации и доступ к раскрываемой информации:
1) о регулируемых ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) регулируемых субъектов и регуляторных (тарифных) заявках регулируемых субъектов;
2) о решениях и деятельности органов регулирования;
3) о решениях и деятельности советов потребителей;
4) к иным сведениям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
2. Раскрываемая информация размещается на официальном сайте информационной системы "ЕИАС" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанная информация является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
3. Состав информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также порядок ее раскрытия определяются Правительством Российской Федерации. При этом предусматриваются в том числе особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует либо затруднен доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в случаях возникновения технических неполадок, не позволяющих обеспечить своевременное раскрытие информации и доступ к раскрываемой информации с использованием информационной системы "ЕИАС".
4. Информация о решениях и деятельности советов потребителей размещается в информационной системе "ЕИАС" в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом регулирования, и включает в себя в том числе:
1) утвержденный регламент (порядок) работы совета потребителей;
2) состав совета потребителей;
3) план работы и отчеты о решениях и деятельности совета потребителей с обоснованием принятых решений;
4) декларации о наличии конфликтов интересов членов совета потребителей при принятии решений (осуществлении деятельности) указанного совета.
5. Регулируемые субъекты обязаны обеспечивать раскрытие информации в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом стандарты раскрытия информации должны обеспечивать:
1) доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц;
2) прозрачность деятельности регулируемых субъектов при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), цены на которые регулируются государством;
3) открытость регулирования деятельности регулируемых субъектов;
4) открытость условий реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), цены на которые регулируются государством, для потребителей (цена, качество, доступность, надежность);
5) неограниченный доступ потребителей к товарам (работам, услугам), цены на которые регулируются государством;
6) публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ).
Глава 6. Государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования цен (тарифов)
Статья 30. Государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования цен (тарифов)
1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением регулируемыми субъектами законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) при реализации ими соответствующих полномочий, в том числе за установлением, применением, изменением, отменой регулируемых цен (тарифов), раскрытием информации о деятельности органов регулирования, исполнением обязанностей по обеспечению доступа советов потребителей к участию в процедурах, предусмотренных частью 4 статьи 6 настоящего Федерального закона, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и порядком, установленным Правительством Российской Федерации, который предусматривает в том числе предмет осуществления указанного государственного контроля (надзора).
3. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) осуществляется посредством:
1) федерального государственного контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Правительство Российской Федерации устанавливает общие требования к осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов).
5. Предметом государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) является:
1) для федерального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) - соблюдение регулируемыми субъектами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сферах деятельности, регулируемой на уровне федеральных органов исполнительной власти, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), формирования, утверждения и реализации инвестиционных программ, раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах регулируемой деятельности, а также требований ксоблюдению стандартов раскрытия информации регулируемыми субъектами;
2) для регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) - соблюдение регулируемыми субъектами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сферах деятельности, регулируемой на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), формирования, утверждения и реализации инвестиционных программ, раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах регулируемой деятельности, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации регулируемыми субъектами.
6. Федеральный государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляется федеральным органом регулирования согласно его компетенции путем проведения документарных и выездных проверок, наблюдения за соблюдением обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и иных мероприятий, предусмотренных положением об указанном виде федерального государственного контроля (надзора), утвержденным Правительством Российской Федерации.
7. Региональный государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляется региональным органом регулирования согласно его компетенции путем проведения документарных и выездных проверок, наблюдения за соблюдением обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и иных мероприятий, предусмотренных положением об указанном виде регионального государственного контроля (надзора), утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
8. Решение регионального органа регулирования, принятое по результатам осуществления государственного контроля (надзора), не может противоречить решению федерального органа регулирования, принятому по результатам осуществления государственного контроля (надзора).
Статья 31. Права работников органов регулирования при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)
1. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) инспекторы органа регулирования в соответствии с возложенными на них полномочиями имеют право беспрепятственного доступа в органы государственной власти, органы местного самоуправления, регулируемые субъекты для получения необходимых органу регулирования документов и информации, совершения иных действий, предусмотренных частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
2. При осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) при реализации ими полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) должностные лица федерального органа регулирования имеют право в том числе истребовать пояснения, документы, материалы и информацию у регулируемых субъектов, в отношении которых выносились решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющихся объектами соответствующих контрольных мероприятий в рамках осуществления такого государственного контроля (надзора).
Статья 32. Обязанность представления информации в орган регулирования и иные обязанности регулируемых субъектов, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления при осуществлении государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов)
Регулируемые субъекты, органы государственной власти (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица) обязаны представлять в соответствующий орган регулирования (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые органу регулирования в соответствии с возложенными на него полномочиями материалы, документы, объяснения, информацию, обеспечивать беспрепятственный доступ на свои объекты инспекторам в рамках проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов), оказывать содействие инспекторам органа регулирования при осуществлении государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) и осуществлять иные обязанности, установленные Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 33. Особенности системы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и проведения контрольных (надзорных) мероприятий
1. Положениями о государственном контроле (надзоре) в области государственного регулирования цен (тарифов), предусмотренными пунктами 1 и 2 части 3 статьи 29 настоящего Федерального закона, в обязательном порядке должны быть предусмотрены в том числе категории чрезвычайно высокого, высокого и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и порядок отнесения объектов контроля к таким категориям риска.
2. Плановые проверки в области государственного регулирования цен (тарифов) федеральным органом регулирования в отношении регулируемых субъектов не проводятся в случае, если деятельность регулируемых субъектов отнесена к низкой категории риска. В случаях, предусмотренных положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области государственного регулирования цен (тарифов), плановые проверки могут не проводиться федеральным органом регулирования в отношении регулируемых субъектов, деятельность которых отнесена к высокой категории риска, при условии осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении таких регулируемых субъектов.
3. В рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть проверено не более двух подряд долгосрочных периодов регулирования, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия.
Статья 34. Рассмотрение федеральным органом регулирования дел о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)
1. Федеральный орган регулирования в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении регулируемыми субъектами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), принимает по результатам их рассмотрения решения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - решения, предусмотренные статьей 35 настоящего Федерального закона), и осуществляет контроль за их исполнением.
2. Основанием для возбуждения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) является поступление в федеральный орган регулирования сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе посредством:
1) поступления заявления юридического или физического лица, некоммерческой организации, поданного в федеральный орган регулирования в течение трех месяцев со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;
2) поступления материалов государственных органов, органов местного самоуправления, советов потребителей, средств массовой информации, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов);
3) получения федеральным органом регулирования соответствующих сведений при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении регулируемых субъектов и региональных органов регулирования при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов), в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
3. Рассмотрение дел о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), в том числе актов контрольных (надзорных) мероприятий в отношении регулируемых субъектов, составленных инспекторами органа регулирования, и вынесение решений по результатам такого рассмотрения в соответствии с частью 1 настоящей статьи осуществляются комиссией, образованной при федеральном органе регулирования (далее - комиссия). В состав комиссии в обязательном порядке включаются работники федерального органа регулирования, а также иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
4. Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а также порядок образования комиссии и ее деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 35. Виды решений, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения дел о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)
По результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (при рассмотрении дела в отношении регулируемых субъектов - в том числе с учетом информации, содержащейся в актах контрольных (надзорных) мероприятий) комиссия принимает одно из следующих решений:
1) об установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) и о принятии соответствующих мер в целях недопущения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и (или) устранения такого вреда (ущерба);
2) об отсутствии нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов);
3) о прекращении рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Статья 36. Предписание по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)
1. По результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) на основании решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 35 настоящего Федерального закона, комиссия:
1) выдает предписание:
а) о пересмотре решения об установлении регулируемых цен (тарифов);
б) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов);
в) об устранении последствия нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов);
2) принимает решение об установлении федеральным органом регулирования иных мер, направленных на недопущение причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и (или) устранение такого вреда (ущерба) (в том числе при рассмотрении дела в отношении регулируемого субъекта - мер, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
2. Регулируемые субъекты (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также индивидуальные предприниматели обязаны исполнять решения и предписания федерального органа регулирования в установленные такими решениями и предписаниями сроки.
3. В случае неисполнения предписания по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) регулируемые субъекты (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), по чьей вине произошло неисполнение предписания, привлекаются к административной ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Неисполнение предписания по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) является основанием для выдачи повторного предписания (в том числе в отношении регулируемого субъекта - в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 95 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Статья 37. Приказы об отмене решений региональных органов регулирования
1. По результатам рассмотрения дела о нарушении региональным органом регулирования законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в случае установления факта такого нарушения при принятии указанным органом решения в области государственного регулирования цен (тарифов) руководитель федерального органа регулирования издает приказ об отмене соответствующего решения регионального органа регулирования.
2. Решение регионального органа регулирования считается недействительным с даты, указанной в резолютивной части приказа об отмене решения регионального органа регулирования.
3. Региональный орган регулирования в срок, установленный в резолютивной части приказа об отмене решения регионального органа регулирования, обязан принять замещающий акт в соответствии с выводами, изложенными в мотивировочной части решения по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Статья 38. Порядок обжалования решений, предписаний, приказов
1. Решение, предписание и (или) приказ федерального органа регулирования могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия соответственного решения, выдачи предписания или издания приказа.
2. Дела об обжаловании соответствующих решения, предписания и (или) приказа в соответствии с законодательством Российской Федерации подведомственны арбитражному суду.
3. Обжалование регулируемыми субъектами, потребителями товаров (работ, услуг) регулируемых субъектов, иными заинтересованными лицами решений, принятых органами регулирования при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением регулируемыми субъектами законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), действий (бездействия) должностных лиц указанных органов осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Статья 39. Исполнение решения, принятого по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)
Решение, принятое по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), подлежит обязательному исполнению в течение одного месяца, если в решении не указан иной срок, являющийся разумным с учетом обстоятельств рассмотренного дела.
Статья 40. Меры по устранению выявленных нарушений
В случае выявления федеральным органом регулирования нарушений законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) принимаются следующие меры:
1) привлечение должностных и (или) юридических лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) отмена противоречащих настоящему Федеральному закону решений региональных органов регулирования;
3) пересмотр регулируемых государством цен (тарифов) в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Глава 7. Заключительные положения и вступление в силу настоящего федерального закона
Статья 41. Заключительные положения
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с государственным регулированием цен (тарифов), указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статья 42. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом положения о применении метода сравнения аналогов (эталонных расходов (затрат) при установлении (определении) цен (тарифов) регулируемых субъектов применяются с даты утверждения соответствующих эталонов, но не позднее 1 марта 2024 года.
3. Положения настоящего Федерального закона в отношении формирования инвестиционных расходов, подлежащих учету в необходимой валовой выручке, распространяются на инвестиционные программы, утвержденные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. Затраты на реализацию инвестиционных программ, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также возврат средств на капитальные вложения, произведенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются по правилам, действовавшим на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.