Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)"
(подготовлен ФАС России 24.06.2022 г.)
Проект федерального закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - законопроект) разработан в рамках реализации указания Президента Российской Федерации от 24.04.2017 N Пр-818, Указа Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и Поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 N ДМ-П13-367.
Законопроект совершенствует систему государственного регулирования цен (тарифов), определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования цен (тарифов), законопроект станет комплексным и ключевым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В настоящее время ценовое регулирование осуществляется в соответствии с Федеральными законами "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении", "О газоснабжении", "Об отходах производства и потребления", "О естественных монополиях" и иными федеральными законами, рядом подзаконных актов, принятых во исполнение данных законов.
Указанные нормативные правовые акты содержат различные цели, принципы, подходы и методы государственного регулирования цен (тарифов).
Таким образом, единого системообразующего нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в современных условиях, не существует.
Правоприменительная практика последних лет показывает, что обеспечить качественное правовое регулирование сферы государственного регулирования цен (тарифов) и регламентировать разнообразные сложные процессы в сфере государственного регулирования цен (тарифов) с помощью фрагментарного правового регулирования, посвященного только отдельным вопросам, практически невозможно.
Правовое регулирование цен (тарифов) характеризуется отсутствием единого понятийного аппарата, разностью подходов регулирования по одному и тому же вопросу, нечеткостью прав и обязанностей участников соответствующих правовых отношений.
Законопроект займет в системе законодательства Российской Федерации положение системообразующего закона, регулирующего отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов), на основании норм которого будет осуществляться дальнейшее развитие системы государственного регулирования указанных отношений с учетом отраслевой специфики.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие при государственном регулировании и применении цен (тарифов), а также реализации полномочий органов регулирования по вопросам регулируемой деятельности.
Законопроект определяет единые ключевые понятия, используемые в сфере государственного регулирования цен (тарифов), к числу которых относятся цена (тариф), необходимая валовая выручка, регулируемый субъект, регулируемая деятельность, органы регулирования и др.
Законопроект определяет единые для всех регулируемых сфер цели государственного регулирования цен (тарифов), такие как обеспечение доступности товаров (работ, услуг) регулируемых субъектов для потребителей, достижение оптимального сочетания экономических интересов потребителей и регулируемых субъектов, обеспечение устойчивого развития экономики на основе долгосрочного регулирования цен (тарифов) и роста благосостояния населения и создание условий для развития конкуренции.
Также, законопроектом закреплены единые для всех регулируемых сфер принципы государственного регулирования цен (тарифов), такие как соблюдения баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей, установления цен (тарифов) исходя из их экономической обоснованности, открытости деятельности регулируемых субъектов и регулирующих органов.
Законопроект устанавливает исчерпывающий перечень сфер и видов регулируемых цен (тарифов). Указанные положения закреплены в законопроекте во исполнение подпункта з) пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.2017 N 618, в целях недопущения распространения государственного регулирования цен (тарифов) на конкурентные товарные рынки.
Законопроектом устанавливаются единые для всех регулируемых сфер методы государственного регулирования цен (тарифов):
- метод сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат);
- метод экономически обоснованных расходов;
- метод индексации;
- метод доходности инвестиционного капитала;
При этом, метод сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат) закреплен в качестве приоритетного.
Кроме этого, законопроект закрепляет долгосрочность тарифного регулирования, в соответствии с которым тарифы вводятся в действие на срок не менее 5 лет, с возможностью их корректировки в исключительных случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Установление цен (тарифов) методом сравнительного анализа (эталонных расходов) во взаимосвязи с долгосрочность тарифного регулирования позволит привлечь инвестиции в регулируемые сферы деятельности и позволит потребителям коммунальных ресурсов обеспечить понятность формирования цены (тарифа) и достойные условия жизни.
Законопроект содержит положения, направленные на усиление общественного контроля за процедурой установления регулируемых цен (тарифов), деятельностью регулирующих органов и регулируемых субъектов. Благодаря нормам о обязательном раскрытии информации, а также нормам, закрепляющим права потребителей услуг регулируемых субъектов и регламентирующим деятельность и полномочия советов потребителей услуг регулируемых субъектов, процедура установления цен (тарифов) станет прозрачной и понятной для всех заинтересованных лицам.
Законопроект определяет общие правила утверждения инвестиционных программ регулируемых субъектов, исполнение которых осуществляется за счет тарифных источников.
На сегодняшний день в сферах, подлежащих государственному регулированию цен (тарифов), отсутствует единый порядок утверждения инвестиционных программ (включая сроки направления проекта инвестиционной программы на согласование, сроки утверждения инвестиционных программ, типовые формы инвестиционных программ). Кроме того, в действующих нормативных правовых актах отсутствует единообразие по контролю за исполнением (реализацией) инвестиционных программ.
Законопроект определяет порядок учета инвестиционных расходов в составе необходимой валовой выручки регулируемых субъектов. Действующее законодательство содержит положения, позволяющие включать расходы на инвестиции в тариф в отсутствие инвестиционной программы. Законопроект исключает эту возможность, предусматривая, что инвестиции, финансируемые из тарифного источника, включаются в необходимую валовую выручку в размере, предусмотренном инвестиционной программой, утвержденной в соответствии с положениями законодательства о естественных монополиях, иных федеральных законов и актов Правительства Российской Федерации.
Законопроект закрепляет механизмы стимулирования регулируемых субъектов в случае повышения ими эффективности деятельности, улучшения качества оказываемых услуг, оптимизации расходов.
Законопроект разграничивает полномочия между федеральным и региональными органами регулирования.
Законопроект устанавливает единую для всех сфер процедуру рассмотрения дел о нарушении законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) на основании принципов объективности рассмотрения, состязательности и прозрачности.
Законопроект соответствует положениям Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.