Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита"
(подготовлен Минфином России 05.07.2022 г.)
Проект приказа Министерства финансов Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита" (далее - проект приказа, Изменения) разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а также в целях совершенствования правового регулирования внутреннего финансового аудита.
Мотивом подготовки проекта приказа является реализация полномочий Минфина России по утверждению федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, а также необходимость совершенствования практики применения должностными лицами (работниками) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств ранее утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
Целью проекта приказа является уточнение задач, на решение которых должна быть направлена деятельность субъекта внутреннего финансового аудита при подготовке предложений о повышении качества финансового менеджмента, повышении результативности и экономности использования бюджетных средств, а также устранение возможных коллизий при применении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н.
При подготовке проекта приказа был проведен анализ правоприменительной практики в части организации и осуществления внутреннего финансового аудита в главных администраторах (администраторах) средств федерального бюджета, главных администраторах (администраторах) средств бюджета субъекта Российской Федерации, главных администраторах (администраторах) средств местного бюджета, по результатам которого были выявлены недостатки правового регулирования при исполнении ими бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, а также выявлены типовые вопросы, возникающие у должностных лиц (работников) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств при применении федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, на решение которых направлены Изменения.
Таким образом, утверждение Изменений будет способствовать повышению качества исполнения бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений о повышении качества финансового менеджмента, повышении результативности и экономности использования бюджетных средств (подпункт второй пункта 1 и подпункт третий пункта 2 статьи 160.2-1 БК РФ).
В процессе работы над Изменениями были изучены:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков";
приказ Минфина России от 9 января 2019 г. N 2н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации".
Также в процессе работы над Стандартом были изучены международные основы профессиональной практики внутреннего аудита, международный опыт и опыт Российской Федерации в части организации внутреннего финансового аудита, а также вопросы, связанные с бухгалтерским учетом и отчетностью в государственном секторе.
В настоящее время по вопросу осуществления внутреннего финансового аудита действуют следующие нормативные правовые акты:
федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 195н;
федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н;
федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н;
федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н;
федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Минфина России от 5 августа 2020 г. N 160н;
федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденный приказом Минфина России от 1 сентября 2021 г. N 120н.
Издание Приказа не потребует внесения изменений в иные нормативные правовые акты.
Проект приказа не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров, заключенных Российской Федерацией.
Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу осуществления внутреннего финансового аудита отсутствуют, социологические и иные исследования не проводились.
На основании Приказа не возникают расходные обязательства публично-правовых образований, так как внутренний финансовый аудит осуществляется в пределах соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, и увеличение расходов федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не потребуется.
Проект Приказа не содержит положений, которыми устанавливаются, изменяются или признаются утратившими силу обязательные требования в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", в связи с этим протокол заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы или подкомиссии указанной комиссии не прилагается.
Изменениями обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, не предусматриваются.
Проект Приказа не содержит требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, проведение обязательной метрологической экспертизы не требуется.
Необходимость предварительного обсуждения проекта Приказа на заседаниях Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации отсутствует, поскольку Приказ не относится к составу нормативных правовых актов, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти".
Реализация предлагаемых решений не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.