Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(подготовлен Минтрудом России 13.07.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - законопроект) разработан во исполнение абзаца двенадцатого подпункта "к" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31.12.2022 N Пр-2576 по итогам совещания о ситуации в угольной промышленности Кузбасса, состоявшегося 2.12.2021, в целях повышения уровня социальной защиты пострадавших на производстве граждан и членов их семей.
Законопроектом предусматривается увеличение размера единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае смерти застрахованного, и размера ежемесячных страховых выплат отдельным категориям получателей страхового обеспечения в связи несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
В настоящее время в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) в случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты на семью составляет 1 миллион рублей.
Несмотря на инфляционные процессы в Российской Федерации, указанный размер единовременной страховой выплаты остается неизменным с 2014 года.
Вместе с тем, ряд законодательных актов (в том числе Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте") предусматривают страховую выплату единовременного характера в случае смерти потерпевшего (кормильца) в размере 2 миллионов рублей.
Учитывая изложенное, предлагается установить единовременную страховую выплату в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая в размере 2 миллионов рублей в отношении страховых случаев (смерть застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания), произошедших со дня вступления в силу федерального закона.
Ежемесячная страховая выплата определяется исходя из среднего месячного заработка застрахованного в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности и по своей сути является возмещением заработка, утраченного застрахованным в связи с повреждением здоровья.
Согласно нормам Трудового кодекса Российской Федерации работнику гарантируется выплата заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом в настоящее время ввиду отсутствия законодательной нормы, устанавливающей минимальный размер ежемесячной страховой выплаты, имеются случаи назначения ежемесячных страховых выплат, исчисленных из заработка, размер которого меньше установленного в настоящее время минимального размера оплаты труда. В результате даже при 100% утрате профессиональной трудоспособности размер ежемесячной страховой выплаты у некоторых застрахованных оказывается ниже указанной величины.
С целью повышения уровня социальной защиты данной категории получателей предлагается производить расчет ежемесячной страховой выплаты из заработка не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а также произвести соответствующий перерасчет ранее назначенных выплат.
Применение минимального размера оплаты труда при исчислении ежемесячной страховой выплаты согласуется с положениями статьи 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в соответствии с которой минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
Перерасчет ежемесячных страховых выплат предлагается произвести со дня вступления в силу федерального закона.
В дальнейшем индексация пересчитанного размера ежемесячных страховых выплат будет осуществляться в общем порядке на соответствующие коэффициенты ежегодной индексации, установленные в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Федерального закона N 125-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности, бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация предлагаемых решений не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и будет осуществляться в пределах средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.