Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О проведении на территории Томской области эксперимента по созданию и апробации новых моделей взаимодействия образовательных и научных организаций России в целях обеспечения модернизации и инновационного развития системы образования"
(подготовлен Минобрнауки России 21.07.2022 г.)
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Провести с ___________ 2023 г. по __________ 2033 г. на территории Томской области эксперимент по созданию и апробации новых моделей взаимодействия образовательных организаций высшего образования и научных организаций (далее - эксперимент).
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении на территории Томской области эксперимента по созданию и апробации новых моделей взаимодействия образовательных организаций высшего образования и научных организаций России.
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
осуществлять методическую и информационную поддержку проведения эксперимента;
обобщить результаты проведения эксперимента и представить в Правительство Российской Федерации доклад до 1 декабря 2033 г.
4. Установить, что проведение эксперимента, указанного в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в пределах установленной численности его работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству науки и высшего образования в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "__" __________ 2022 г. N_____
Положение
о проведении на территории Томской области эксперимента по созданию и апробации новых моделей взаимодействия образовательных организаций высшего образования и научных организаций
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения на территории Томской области эксперимента по созданию и апробации новых моделей взаимодействия образовательных организаций высшего образования и научных организаций (далее - эксперимент).
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"Большой университет Томска" - объединение образовательных организаций высшего образования и научных организаций, расположенных на территории Томской области, без образования отдельного юридического лица, создаваемое на основании договора для совместного осуществления образовательной, научной и инновационной деятельности в целях достижения целей и задач эксперимента, предусмотренных настоящим Положением;
"Договор" - договор о совместной деятельности, заключаемый участниками эксперимента в соответствии с настоящим Положением;
"Наблюдательный совет" - коллегиальный совещательный орган управления Большого университета Томска, определяющий стратегию развития и деятельности Большого университета Томска и осуществляющий иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.
Состав наблюдательного совета формируется из представителей федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные организации высшего образования и научные организации, являющиеся участниками эксперимента, иных федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", высшего исполнительного органа Томской области, иных органов и организаций.
Состав наблюдательного совета и положение о нём утверждаются правовым актом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
"Управляющий совет" - высший орган управления Большого университета Томска, состоящий из руководителей участников эксперимента;
"Уполномоченная организация" - некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации, членами которой являются участники эксперимента, и которая уполномочена действовать от имени сторон Договора.
3. Участниками эксперимента являются:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет";
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет";
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники";
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Томский государственный педагогический университет";
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Томский государственный архитектурно-строительный университет";
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Томский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук;
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук;
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт сильноточной электроники Сибирского отделения Российской академии наук;
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт химии нефти Сибирского отделения Российской академии наук;
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева Сибирского отделения Российской академии наук;
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения Российской академии наук;
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук".
4. Целью эксперимента является создание и апробация новых моделей взаимодействия образовательных организаций высшего образования и научных организаций при организации осуществления ими образовательной, научной и инновационной деятельности, а также оценка возможности использования таких моделей на постоянной основе при организации образовательной деятельности.
5. Задачами эксперимента являются:
1) устранение административных и правовых барьеров, препятствующих интеграции деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций, при одновременном сохранении ими автономии и самостоятельности;
2) разработка, апробация, подготовка к дальнейшему тиражированию механизмов:
- осуществления совместного финансирования образовательными организациями высшего образования и научными организациями общих образовательных, научных и инновационных проектов;
- совместного использования образовательными организациями высшего образования и научными организациями инфраструктуры, материально-технической базы, оборудования и ресурсов участников;
- совместного управления деятельностью взаимодействующих образовательных организаций высшего образования и научных организаций без утраты ими своей автономии и самостоятельности.
6. Показателями эффективности и результативности реализации эксперимента, являются:
а) количество образовательных программ, реализуемых на основании самостоятельно разработанных образовательных стандартов в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 настоящего Положения, и количество лиц, обучающихся по этим программам;
б) количество программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, реализуемых на основании самостоятельно установленных требований в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 настоящего Положения, и количество лиц, обучающихся по этим программам;
в) доля научной, образовательной и социальной инфраструктуры, находящейся в совместном использовании участниками эксперимента;
г) число совместных научных публикаций участников эксперимента, входящих в базы данных, уровня Q1 и Q2;
д) объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых совместно участниками эксперимента;
е) объем средств, привлеченных от индустриальных партнеров, на научные, технологические и образовательные проекты, реализуемые совместно участниками эксперимента.
7. Участники эксперимента в целях проведения эксперимента заключают Договор, содержащий, в том числе следующие условия:
а) порядок взаимодействия участников эксперимента в рамках проведения эксперимента;
б) указание на Уполномоченную организацию;
в) порядок деятельности Управляющего совета в рамках проведения эксперимента;
г) обязательство участников эксперимента руководствоваться в своей деятельности решениями соответствующих органов управления;
д) основания изменения и расторжения Договора.
8. Внесение изменений в Договор оформляется в виде дополнительных соглашений к Договору, принимаемых в следующем порядке:
а) условия дополнительного соглашения к Договору разрабатываются на основе решения, принимаемого Управляющим советом;
б) проект дополнительного соглашения к Договору согласовывается с Наблюдательным советом;
в) изменения в Договор вступают в силу после подписания дополнительного соглашения всеми сторонами Договора.
9. Участники эксперимента для достижения целей и задач эксперимента, предусмотренных настоящим Положением, пользуются следующими правами:
а) разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
б) разрабатывать и утверждать самостоятельно требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся, которые не могут быть ниже федеральных государственных требований.
в) проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, определяемым управляющим советом по согласованию с наблюдательным советом;
г) самостоятельно осуществлять в порядке, установленном Управляющим советом по согласованию с Наблюдательным советом, признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) иностранная квалификация), которые не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 107 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в целях организации приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, - участники эксперимента, а также доступа к осуществлению в них профессиональной деятельности лиц, имеющих такие иностранное образование и (или) иностранную квалификацию. Уполномоченная организация представляет в национальный информационный центр, предусмотренный частью 14 статьи 107 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", информацию об установленном управляющим советом по согласованию с наблюдательным советом порядке признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации;
д) на основании решения, принятого Управляющим советом по согласованию с Наблюдательным советом, перераспределять между собой вакантные места в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования, а также по научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, распределённых между участниками эксперимента по результатам конкурса по распределению контрольных цифр приема, проводимого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
е) предусматривать в положении о закупке товаров, работ, услуг возможность осуществления закупок услуг (работ), необходимых для достижения целей и задач эксперимента, предусмотренных настоящим Положением, у других участников эксперимента как у единственных исполнителей (подрядчиков) (в отношении участников эксперимента, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц");
ж) по согласованию с Наблюдательным советом определять тематику фундаментальных и поисковых исследований в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении участников эксперимента;
з) участники эксперимента, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании и (или) о квалификации с официальной символикой Российской Федерации, формы которых утверждаются Управляющим советом по согласованию с Наблюдательным советом.
Документы об образовании и (или) о квалификации, выданные участниками эксперимента в соответствии с настоящим Положением, дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов об образовании и (или) о квалификации образца, установленного в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
10. Участники эксперимента, являющиеся бюджетными или автономными учреждениями, для достижения целей и задач эксперимента, предусмотренных соответственно пунктами 4 и 5 настоящего Положения, вправе:
а) передавать Уполномоченной организации денежные средства и иное имущество (за исключением недвижимого имущества, а также особо ценного движимого имущества и имущества, передача которого представляет собой совершение крупной сделки, определяемой в соответствии критериями, установленными Федеральным законом "О некоммерческих организациях") в качестве членских и целевых взносов учредителей (участников) на условиях и в порядке, определяемых Управляющим советом по согласованию с Наблюдательным советом. Представители собственников имущества участников эксперимента, участвующие в деятельности Наблюдательного совета, наделяются полномочиями по даче согласия на передачу Уполномоченной организации денежных средств и иного имущества в качестве членских и целевых взносов учредителей (участников). Согласие собственника имущества участников эксперимента на передачу Уполномоченной организации денежных средств и иного имущества в качестве членских и целевых взносов учредителей (участников) оформляется путем подписания представителем собственника имущества участников эксперимента, участвующим в деятельности Наблюдательного совета, решения Наблюдательного совета о согласовании размеров, условий и порядка передачи такого имущества;
б) передавать в пользование другому участнику эксперимента имущество (в том числе особо ценное движимое имущество, закрепленное за ними собственником или приобретенное за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимое имущество). Перечни такого имущества, условия и порядок передачи определяются управляющим советом по согласованию с наблюдательным советом.
Представители собственников имущества участников эксперимента, участвующие в деятельности Наблюдательного совета, наделяются полномочиями по даче согласия на передачу в пользование имущества одним участником эксперимента другому участнику эксперимента. Согласие собственника имущества участника эксперимента на передачу одним участником эксперимента другому участнику эксперимента имущества в пользование оформляется путем подписания представителем собственника имущества, участвующим в деятельности Наблюдательного совета, решения Наблюдательного совета о согласовании перечня передаваемого имущества, условий и порядка его передачи.
Договоры безвозмездного пользования, предусматривающие передачу государственного или муниципального имущества от одного участника эксперимента другому участнику эксперимента, заключаются без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.