Европейский Суд по правам человека
(Большая Палата)
Дело "Саади против Италии"
[Saadi v. Italy]
(Жалоба N 37201/06)
Постановление Суда от 28 февраля 2008 г.
(извлечение)
Обстоятельства дела
Заявителем по делу выступает тунисский гражданин. В 2001 году ему был выдан итальянский вид на жительство. В 2002 году он был задержан и помещен в предварительное заключение в связи с подозрением в международном терроризме. В 2005 году итальянский суд присяжных приговорил его к лишению свободы за преступный сговор, подделку документов и сбыт краденого. На дату вынесения постановления Большой Палаты жалоба находилась на рассмотрении в итальянских судах. Также в 2005 году военный суд в Тунисе заочно приговорил заявителя к 20 годам лишения свободы за участие в террористической организации, действующей за границей в мирное время, и подстрекательство к терроризму. В августе 2006 г. он был освобожден после отбытия наказания в Италии. Однако министр внутренних дел отдал распоряжение о его высылке в Тунис согласно законодательству о борьбе с международным терроризмом. Ходатайство заявителя о предоставлении политического убежища было отклонено. Согласно правилу 39 Регламента (предварительные меры) Европейский Суд предложил итальянскому правительству приостановить высылку заявителя до соответствующих указаний.
Вопросы права
Европейский Суд не может недооценивать угрозу терроризма и значительные трудности, с которыми сталкиваются государства в защите населения от террористической угрозы. Тем не менее нельзя оценивать риск жестокого обращения, которому может подвергнуться данное лицо, с точки зрения опасности, которую он может представлять для населения в случае, если он не будет выслан на родину. То, что он мог представлять серьезную угрозу для населения, не уменьшает риск того, что он мог претерпеть вред в случае высылки. По этой причине было бы неправильно требовать более высокого стандарта доказательств в случае, когда лицо считается представляющим серьезную угрозу для общества или даже угрозу для государственной безопасности, поскольку такой подход не совместим с абсолютными требованиями статьи 3 Конвенции. Это означало бы, что в отсутствие доказательств, отвечающих более высоким стандартам, защита государственной безопасности делает более приемлемым риск жестокого обращения с лицом.
Европейский Суд подтверждает, что для вывода о нарушении Конвенции принудительной высылкой необходимо и достаточно наличия оснований, позволяющих предположить, что заявитель может подвергнуться жестокому обращению в стране назначения. Европейский Суд принимает к сведению доклады "Международной амнистии" и "Хьюман райтс уотч", описывающие тревожную ситуацию в Тунисе, которые подкрепляются докладом госдепартамента США. В этих докладах упоминаются многочисленные и систематические случаи пыток, применяемых к лицам, обвиняемым в терроризме. Зафиксированные методы, которые, как сообщается, часто применяются к лицам в полицейских участках, включают подвешивание к потолку, угрозы изнасилования, воздействие электротоком, погружение головы в воду, избиение и прижигание сигаретой. Имеются сведения о том, что данные о пытках и жестоком обращении не расследовались компетентными тунисскими органами, и последние систематически использовали признания, полученные под давлением, в целях осуждения. Европейский Суд не ставит под сомнение достоверность данных докладов и отмечает, что итальянское правительство не представило каких-либо доказательств, способных их опровергнуть. С учетом осуждения заявителя в Тунисе за преступления, связанные с терроризмом, имелись существенные основания полагать, что имеется реальная угроза того, что он подвергнется обращению, противоречащему статье 3 Конвенции, в случае если он будет выслан в Тунис.
Кроме того, тунисские власти не предоставили дипломатических заверений, о которых просило итальянское государство-ответчик. Существование национального законодательства, гарантирующего права заключенных, и присоединение к соответствующим международным договорам, упоминаемые в вербальных нотах Министерства иностранных дел Туниса, не являются достаточными для обеспечения адекватной защиты от риска жестокого обращения при условиях, когда, как в деле заявителя, достоверные источники сообщают о практике, очевидно противоречащей принципам Конвенции. Кроме того, даже если бы тунисские власти предоставили дипломатические заверения, это не освобождало бы Европейский Суд от обязанности проверить, обеспечивают ли такие заверения достаточную гарантию того, что заявитель будет огражден от риска жестокого обращения.
Постановление
Исполнение решения о высылке заявителя в Тунис будет рассматриваться как нарушение требований статьи 3 Конвенции (принято единогласно).
Компенсация
В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд счел, что установление факта нарушения Конвенции само по себе является достаточной справедливой компенсацией причиненного морального вреда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Европейского Суда по правам человека от 28 февраля 2008 г. Дело "Саади против Италии" [Saadi v. Italy] (жалоба N 37201/06) (Большая Палата) (извлечение)
Текст Постановления опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 8/2008.
Перевод: Николаев Г.А.