Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации)"
(подготовлен Минфином России 25.07.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации. Законопроектом предлагаются следующие изменения.
1. В части налогового администрирования
1. В законопроект включены положения, направленные на совершенствование порядка учета организаций и физических лиц в налоговых органах в связи с развитием уровня информатизации и автоматизации процессов в этой сфере.
Учитывая достигнутую на сегодняшний день цифровизацию административных процессов, налаженные механизмы обмена необходимой информацией между государственными органами, на сегодняшний день процесс учёта лиц в налоговых органах в большей мере осуществляется без их вовлечения в этот процесс и лежит в плоскости функционала налоговых органов.
В этой связи предлагается наделить ФНС России полномочиями по утверждению порядка постановки (снятия) с учета лиц в налоговых органах, основания и порядка внесения изменений в данные учета, перечней необходимых для постановки на учет (снятия с учета) лиц в налоговых органах документов, форм таких документов, порядка их заполнения, направления и получения, а также полномочиями по определению особенностей учёта крупнейших налогоплательщиков, в том числе установление критериев отнесения лиц к категории крупнейших налогоплательщиков.
2. Законопроектом предусматривается совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров в части упрощения и расширения его действия на неохваченные им споры имущественного характера.
3. Предусматривается возможность уполномоченного представителя налогоплательщика-организации осуществлять свои полномочия на основании доверенности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.
4. Уточняются обязанности и ответственность налоговых агентов, осуществляющих выплаты иностранным организациям, что позволит предупредить неправомерное бездействие налоговых агентов в виде непредставления налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
5. Устанавливается обязанность уполномоченных органов сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения о фактах первичной выдачи (замены) паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Получение сведений о загранпаспортах необходимо для автоматического определения налогового и валютного резидентства физических лиц.
6. Расширяется перечень лиц, сведения о которых Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обязан сообщать в ФНС России, в целях беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по имущественным налогам.
7. Совершенствуется порядок проведения налогового мониторинга, в частности:
- устанавливается ответственность эксперта, переводчика или специалиста за отказ от участия в проведении налогового мониторинга или за дачу заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
- предусматривается право налогоплательщика на отзыв запроса о предоставлении мотивированного мнения. Предполагается, что запрос налогоплательщика о предоставлении мотивированного мнения будет оставлен без рассмотрения, если не соответствует установленным требованиям. При этом налогоплательщик может повторно обратиться с запросом по тем же обстоятельствам в определенный Кодексом срок;
- приостановление течение срока направления мотивированного мнения по запросу организации на время, необходимое для получения от Минфина России, от финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории "Сириус" разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах;
8. Предлагается внедрить в налоговые правоотношения электронную банковскую гарантию.
Одним из условий для применения возмещения сумм налога на добавленную стоимость, акцизов является предоставление налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующей банковской гарантии.
За последнее время наблюдается рост случаев использования банковской гарантии в целях названного возмещения. Так, указанным правом за 2020 год воспользовалось на 33% больше налогоплательщиков, чем за 2019 год.
В целях повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий при таком возмещении предлагается внедрение института электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственно от гарантов, что позволит сократить временные и финансовые затраты налогоплательщиков, гарантов и налоговых органов, обеспечит быструю и прозрачную логистику, сократит время возмещения сумм налогов.
Предлагаемый механизм уже апробирован.
Так, в рамках эксперимента на конец 2020 года было принято 2 323 электронных банковских гарантий на сумму 367 млрд рублей.
2. В части налога на добавленную стоимость
1. Предлагается освободить от налога на добавленную стоимость (далее - НДС) услуги застройщика, оказываемые на основании заключенного договора участия в долевом строительстве, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), предусматривающего передачу застройщиком участнику долевого строительства нежилых помещений (в том числе гаражей и машиномест) в многоквартирном жилом доме;
2. Отменяется освобождение от НДС услуг застройщика, оказываемых при строительстве жилых помещений (апартаментов), предназначенных для временного проживания, на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3. Предлагается увеличение со 100 до 300 рублей лимита расходов на приобретение или создание единицы товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях, и освобождаемых от НДС, поскольку действующий в настоящее время лимит указанных расходов не пересматривался с 2005 года;
4. Законопроектом устанавливаются особенности уплаты НДС при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута), согласно которому НДС исчисляет и уплачивает в бюджет покупатель (получатель) таких прав;
5. Вносятся изменения в понятие международной перевозки товаров для целей НДС в части ограничения ее перевозкой только тем транспортным средством, которое пересекает границу Российской Федерации. Данное изменение необходимо в связи с различными толкованиями судами положений пункта 1 статьи 164 Кодекса и возникающей в связи с этим неопределенностью в применении ставки НДС (0 или 20 процентов) перевозчиками и экспедиторами.
3. В части международного налогообложения
1. Законопроектом устанавливаются механизмы противодействия размыванию налоговой базы путем злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства иностранными организациями при осуществлении деятельности на территории Российской Федерации. Изменения направлены на:
- противодействие искусственному избежанию статуса постоянного представительства при осуществлении лицами деятельности на территории Российской Федерации в качестве зависимого или независимого агента;
- противодействие разделению единого бизнес-процесса на отдельные операции с целью оспаривания признания своей деятельности в качестве приводящей к образованию постоянного представительства на том основании, что каждая из таких отдельных операций может носить подготовительный или вспомогательный характер (антифрагментационное правило);
2. Законопроект вносит изменения в главу 203 "Взаимосогласительная процедура в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения" Кодекса, направленные на дальнейшее совершенствование порядка проведения взаимосогласительных процедур (корректировка порядка, связанного с запросом дополнительной информации у налогоплательщика и налоговых органов, порядка реализации на практике решений, достигнутых в рамках взаимосогласительных процедур).
4. В части налога на прибыль организаций
1. Так как в соответствии с действующей редакцией Кодекса в состав активов, которые передаются унитарным предприятиям от собственника имущества этого предприятия и не учитываются в составе доходов, не включены имущественные права, предлагается устранить указанное несоответствие.
2. В связи с тем, что региональный инвестиционный проект не может быть направлен на производство подакцизных товаров, предлагается сделать исключение для участников региональных инвестиционных проектов, направленных на производство стали жидкой, этана и (или) сжиженного углеводородного газа .
3. Продлевается до 2030 года ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет в размере 3%.
Одновременно на этот же период продлевается 50-процентное ограничение по учету в текущем налоговом периоде убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах.
4. Предусматриваются правила формирования налоговой стоимости имущества (имущественных прав) в случае, когда получение этого имущества (имущественных прав) приводило к признанию внереализационных доходов, при этом налогоплательщиком расходы не осуществлялись при их получении,.
5. Уточняются отдельные положения Главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса для исключения взаимных противоречий, а также для приведения терминологии в соответствие с изменениями отраслевого законодательства (статьи 259, 25 16, 251, 284, 286, 2861 Кодекса).
6. Предлагается предусмотреть открытый перечень видов договоров страхования, по которым будут учитываться расходы для целей налогообложения.
7. С целью упрощения администрирования и уменьшения затрат налогоплательщиков на подтверждение условий применения повышающего коэффициента к расходам на научно исследовательские и опытно-конструкторские работы, предлагается упростить порядок данного подтверждения.
5. В части государственной пошлины
Для устранения признаков барьера на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) предусматривается значительное снижение размера государственной пошлины за аккредитацию филиалов и представительств организаций ЕАЭС, создаваемых на территории Российской Федерации; устанавливается размер государственной пошлины в связи с введением электронного паспорта самоходной машины и других видов техники; приводится терминология Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством.
6. В части имущественных налогов
В целях повышения эффективности налогового администрирования регламентируется (упрощается) порядок освобождения от налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске. Реализация изменений затрагивает 273 тыс. транспортных средств.
Предлагается установить возможность формирования сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного и земельного налогов в случае представления иностранной организацией в налоговый орган заявления о прекращении действия аккредитации филиала, представительства, учитывая необходимость оперативного исчисления указанных налогов за истекшие налоговые и отчетные периоды, а также выявления недоимки до снятия с учета иностранной организации.
Регламентируется информационный обмен налоговых органов с органами муниципального земельного контроля для выявления земель, используемых не по целевому назначению.
Определено, что повышающий коэффициент, предусмотренный в статье 396 Налогового кодекса Российской Федерации, при исчислении налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, применяется с даты установления (изменения) указанного вида разрешенного использования, а не только с даты государственной регистрации прав на земельные участки с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство.
Исключено применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога при наличии договора о комплексном развитии застроенной территории, определяющего в соответствии со статьей 68 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельный срок застройки (с учетом Определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2020 N 309-ЭС20-11143).
Приводится терминология Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с действующим отраслевым законодательством. Так, предлагается включить в Налоговый кодекс Российской Федерации интегрированные в 2020-2021 гг. в градостроительное и жилищное законодательство понятия "многоквартирные дома", "дома блокированной застройки", "садовые дома", "наемные дома" с распространением на них порядка налогообложения для жилых домов.
7. В части специальных налоговых режимов
1. Законопроектом предусматривается предоставление возможности применения упрощенной системы налогообложения инвестиционными советниками.
2. Уточняется порядок исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при смене места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в случае, когда одним из субъектов Российской Федерации установлена пониженная налоговая ставка.
3. Законопроектом предлагается запретить применять автоматизированную упрощенную систему налогообложения в ювелирной отрасли (как при закупке металла, так и при реализации ювелирных изделий).
Применение специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли создает неравные условия для тех производителей ювелирных изделий, которые находятся на общей системе налогообложения и уплачивают НДС как при производстве, так и при реализации таких изделий, что фактически привело к выводу существенной доли оборота ювелирных изделий из-под обложения НДС.
Федеральным законом от 09.03.2022 N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлен аналогичный запрет для ювелирной отрасли в отношении специальных налоговых режимов (упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения).
8. В части налога на доходы физических лиц
1. Предусматривается предоставление права на получение стандартного налогового вычета, если на обеспечении налогоплательщика находятся дети или подопечные, признанные недееспособными;
2. При продаже семьями с детьми жилого помещения, приобретенного с использованием средств государственной поддержки, предусматривается предоставление права при определении налоговой базы учета произведенных одним или несколькими членами семьи расходов на его покупку пропорционально доли каждого члена семьи в собственности на указанное жилое помещение. Право на учет указанных расходов в целях налогообложения предоставляется, если законодательством, в том числе региональным, в качестве условия предоставления указанной государственной поддержки определено выделение долей членам семьи, в частности, детям;
3. Букмекерские конторы и тотализаторы наделяются функциями налоговых агентов при выплате выигрышей в сумме до 15 тыс. рублей;
4. Предусмотрено распространение возможности уменьшения суммы налогооблагаемого дохода на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущественных прав, вместо получения имущественного налогового вычета (в пределах полученного дохода от продажи соответствующих имущественных прав);
5. В целях освобождения от налогообложения устанавливаются предельные величины (нормативы) компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции;
6. В налоговом законодательстве закрепляются особенности налогообложения вознаграждений при исполнении трудовых обязанностей дистанционно за пределами Российской Федерации. Предлагается установить, что выплачиваемые российскими организациями - работодателями вознаграждения за исполнение таких обязанностей относятся в целях налогообложения к доходам от источников в Российской Федерации;
7. Иностранные юридические лица наделяются функциями налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам, выполняющим работы и услуги на территории Российской Федерации, в том числе в области информационных технологий, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
8. На брокеров, доверительных управляющих, депозитарии возлагаются функций налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов в виде дивидендов по ценным бумагам, выпущенным иностранными организациями, если такие дивиденды поступают на счет у таких профессиональных участников рынка ценных бумаг.
9. Упрощается порядок предоставления социальных налоговых вычетов.
9. В части страховых взносов
1. Уточняется порядок исчисления и уплаты страховых взносов в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а взаимоотношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и избранными членами совета многоквартирного дома, связанные с выплатой вознаграждений таким лицам за исполнение их полномочий, осуществляются через управляющую организацию.
2. В целях освобождения от обложения страховыми взносами устанавливаются предельные величины (нормативы) компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции.
3. Устанавливается нормирование необлагаемых страховыми взносами сумм выплат суточных работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, и взамен суточных надбавки за вахтовый метод работы лицам, выполняющим работы таким методом (не более 700 рублей в день).
4. Уточняется место представления расчета по страховым взносам плательщиками страховых взносов, которые являются налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не приведет к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.