Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере авиастроения и заключенных в рамках исполнения государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 11.08.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере авиастроения и заключенных в рамках исполнения государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - проект постановления) подготовлен с целью установления возможности вносить в упрощенном порядке изменения в государственные контракты, предметом которых являются выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (далее - НИОКР) в сфере авиастроения в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с изменением условий исполнения таких государственных контрактов.
В 2022 году внешние и внутренние условия развития российской экономики существенно меняются, резко усилилась внешнеполитическая напряженность, обострилась международная обстановка. Против Российской Федерации введены санкции, коренным образом повлиявшие на перспективы развития авиастроения и авиационных технологий, в том числе запрещен импорт технологий и оборудования, критических компонентов, программного обеспечения, закрыты совместные проекты. Одновременно с этим, ведущими зарубежными производителями были прекращены поставки воздушных судов (далее - ВС), их техническое обслуживание и поставка запчастей и комплектующих. Лизинговые компании, владеющие ВС иностранного производства, заявили об отзыве ВС у российских эксплуатантов, появились случаи ареста ВС российских авиаперевозчиков в "недружественных" странах, воздушное пространство над рядом стран оказалось закрыто для российских авиакомпаний.
Развитие российской авиационной промышленности и авиационных технологий в среднесрочном (до 2030 года) периоде потребует:
- глубоких структурных преобразований, связанных с изменением логистики поставок и выстраиванием новых кооперационных цепочек для пополнения авиапарка отечественными ВС;
- наращивания собственных (в том числе кадровых) научно-исследовательских, испытательных, конструкторских, производственных компетенций по созданию материалов, комплектующих, компонентов, систем (двигателей, агрегатов, приборов и их элементной базы), программного обеспечения и цифровых сервисов;
- обеспечения организации технического обслуживания и ремонта новых отечественных ВС с учетом требований к стоимостным затратам на поддержание летной годности ВС;
- изыскания возможностей и способов поддержания летной годности находящихся в эксплуатации ВС зарубежного производства.
Основной задачей для авиационной промышленности в среднесрочной перспективе становится разработка (доработка), серийное производство гражданских ВС и обеспечение их летной годности в условиях изоляции, ограниченности материальных, технологических, кадровых ресурсов. Кроме того, на самом высоком уровне обозначено важнейшее направление - создание передовых технологий, обеспечивающих:
- безопасность полетов, в т.ч. кибербезопасность;
- надежность (в т.ч. прочность конструкций);
- повышение топливной эффективности;
- снижение воздействия на окружающую среду;
- экономическую эффективность;
- доступность авиаперевозок для населения;
- комфорт пассажиров.
Для успешного решения задач, поставленных в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. и государственной программе Российской Федерации "Развития авиационной промышленности" федеральными органами исполнительной власти принимаются антисанкционные меры поддержки, вносятся изменения по совершенствованию законодательства, направленные на обеспечение возможности оперативной корректировки объемов и сроков реализации НИОКР.
В соответствии с действующим законодательством по заключенным государственным контрактам используется возможность до 2023 года вносить существенные изменения в заключенные контракты по решению Правительства Российской Федерации, региональных или муниципальных органов власти, а также определять единственного поставщика для обеспечения государственных нужд.
Однако, сложившаяся политическая и экономическая обстановка требует сокращения сроков принятия решений.
Проектом постановления Правительства Российской Федерации предлагается установить, что в соответствии с частью 65.1 статьи 112 от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по соглашению сторон в 2022 году допускается изменение существенных условий государственных контрактов, заключенных до 30 сентября 2022 г., предметом которых является проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере авиастроения, заключенных в рамках исполнения государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", если при исполнении таких государственных контрактов возникли независящие от сторон контрактов обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения.
В случае принятия постановления правительства Российской Федерации значительно сократится время согласования и упростится процедура корректировки по действующим государственным контрактам.
Сокращение времени согласования и упрощение процедуры корректировки объемов и сроков выполнения работ по заключенным государственным контрактам будет способствовать решению поставленных задач.
Проектом постановления предусматривается изменение условий государственных контрактов:
- в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств изменения состава работ и возможности увеличения срока исполнения государственного контракта;
- путем заключения сторонами дополнительного соглашения об изменении условий государственного контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме обоснований причин такого изменения исполнителя об изменении условий государственного контракта.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не требует внесения изменений в другие нормативные правовые акты, а также дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Проект постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Предлагаемое проектом распоряжения регулирование положительно повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.