Пояснительная записка к проекту Приказа МЧС России "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны"
(подготовлен МЧС России 12.08.2022 г.)
Проект приказа МЧС России "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны" (далее - приказ), подготовлен в соответствии с подпунктом 2) пункта 8 раздела III Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 30.12.2021) "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Приказ издан с целью определения порядка допуска личного состава пожарной охраны к использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее - СИЗОД), совершенствования средств и методов тушения пожаров в условиях непригодной для дыхания среды, повышению качества технического обслуживания и содержания средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Мотивом издания приказа является внесение соответствующего полномочия в Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868, а также необходимость регулирования определяемой приказом сферы деятельности для всех видов пожарной охраны.
В процессе работы над приказом были изучены относящиеся к его теме нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе:
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Боевым уставом подразделений пожарной охраны, определяющим порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным приказом МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 (зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2018 г. N 50100) регламентируется проведение боевых действий по тушению пожаров на месте пожара с использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде осуществляется в соответствии с "Правилами проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде", утвержденными приказом МЧС России от 09.01.2013 N 3 (зарегистрирован в Минюсте России 15.03. 2013 г., регистрационный N 27701) (далее - Правила проведения работ с использованием СИЗОД). Однако, Правила проведения работ с использованием СИЗОД распространяются исключительно на личный состав федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Отсутствие единых, для всего личного состава пожарной охраны, правил использования СИЗОД, при одновременной работе подразделений нескольких видов пожарной охраны, отрицательно сказывается на качестве управления РТП силами и средствами на месте пожара и главное - обеспечению безопасности участников боевых действий по тушению пожаров. Данные обстоятельства напрямую влияют на эффективность работы подразделений пожарной охраны и на уровень пожарной безопасности в целом.
В настоящее время личный состав противопожарной службы субъектов РФ, ведомственной, частной, муниципальной и добровольной пожарной охраны (далее - подразделения иных видов пожарной охраны), в подразделениях которых создана газодымозащитная служба используют локальные распорядительные документы по вопросам использования СИЗОД, которые могут содержать требования отличные от требований, изложенных в Правила проведения работ с использованием СИЗОД, при этом, ответственность за несоблюдение этих требований несет РТП, которым в подавляющем большинстве случаев является сотрудник (работник) ФПС.
Приказ не содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, а также соответствие которых проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитаций, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вида разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за их нарушение или последствия несоблюдения.
Положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению отсутствуют.
Реализация проекта приказа не повлияет отрицательным образом на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не будет иметь негативных экономических, социальных и иных последствий.
В соответствии с пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, приказ согласован с Минобороны России, МВД России, Минтрансом России, Росгвардией, ГУСП, ФСИН России.
В отношении проекта приказа проводилась процедура независимой антикоррупционной экспертизы сроком на 7 календарных дней.
В соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, текст проекта приказа МЧС России размещался на официальном сайте для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Предложений и замечаний не поступало.
В соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851, проект приказа размещался на официальном сайте www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы с 01.09.2020 по 15.09.2020 сроком на 15 календарных дней.
Замечания, поступившие в ходе общественного обсуждения проекта приказа, частично учтены. Сводка предложений по итогам общественного обсуждения размещена на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказ не содержит расходных обязательств публично-правовых образований и его реализация не повлечет увеличения бюджетных ассигнований в соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.