Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 23.08.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект, Федеральный закон) разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2022 г. N 32-П по делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - постановление КС РФ N 32-П).
Постановлением КС РФ N 32-П части первая и восьмая статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают произвольное определение работодателем срока трудового договора, заключаемого по итогам конкурса на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также произвольное определение срока, на который продлевается действие срочного трудового договора при избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им должности, притом что выполняемая по этому договору работа является для работника основной.
Действующее в настоящее время правовое регулирование не определяет периодичность проведения конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава, как и предельные (минимальный и максимальный) сроки, на которые лицо может быть избрано по конкурсу.
При этом в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации результаты конкурса должны сохранять свое значение на протяжении определенного (причем относительно продолжительного) периода, поскольку в настоящий момент руководитель образовательной организации высшего образования или иное должностное лицо, единолично определяя срок трудового договора, оказывается никоим образом не связанным решением коллегиального органа, который непосредственно проводит конкурс, об избрании на должность конкретного претендента. Тем самым значение соответствующей конкурсной процедуры, основанной на демократических началах, обесценивается, а опосредующая ее практика вступает в противоречие с самим предназначением конкурса и приводит к дисбалансу полномочий коллегиальных и единоличных органов управления образовательных организаций высшего образования.
В правоприменительной практике имеются случаи неоднократного заключения между одними и теми же сторонами на протяжении довольно длительного времени трудовых договоров на учебный год или учебный семестр для замещения одних и тех же должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, а равно и многократного продления действия таких трудовых договоров на различные, зачастую также весьма непродолжительные, сроки.
Законопроект направлен на устранение указанного противоречия Конституции Российской Федерации в контексте конституционных предписаний о справедливости, равенстве, верховенстве закона, правовом и социальном государстве, в котором одним из необходимых условий обеспечения достойной жизни и свободного развития человека является стабильная занятость, где права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно, определяют смысл, содержание и применение законов, а также гарантируется уважение человеческого труда.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в части первую, вторую, восьмую и девятую статьи 332 ТК РФ.
Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предлагается заключать на неопределенный срок, либо на срок избрания на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу.
Предлагается предусмотреть, что срок избрания на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, определяется коллегиальным органом управления организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, в соответствии с локальными нормативными актами и составляет не менее трех лет и не более пяти лет.
Законопроектом также предусматривается, что при избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на неопределенный срок или на срок избрания на соответствующую должность, а при переводе на должность педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на срок избрания на соответствующую должность или на неопределенный срок.
Реализация Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не приведет к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект устанавливает обязательное требование работодателя заключить с лицом, избранным по конкурсу, трудовой договор (продлить ранее заключенный трудовой договор при избрании по конкурсу на замещение той же должности), срок которого должен быть не менее срока избрания, определяемого в соответствии с локальными актами образовательной организации коллегиальным органом управления, который непосредственно проводит конкурс. В связи с этим, а также учитывая требования части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", срок вступления Федерального закона в силу установлен с 1 сентября 2023 года.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.