Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть 1 статьи 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
(подготовлен Минстроем России 25.08.2022 г.)
Проектом федерального закона "О внесении изменений в часть 1 статьи 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений в статью 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон), направленных на урегулирование отношений, связанных с внесением технологических и (или) функционально связанных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в качестве вкладов в уставный капитал акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности в размере, предоставляющем на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров.
В настоящее время статьей 9 Закона запрещены любые способы приватизации объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе запрещено внесение таких объектов в уставный капитал акционерных обществ.
На практике в государственной и муниципальной собственности находится значительное число объектов централизованных систем водоснабжения (водоотведения). Число таких объектов с каждым годом растет за счет бесхозяйных объектов и объектов, безвозмездно передаваемых их собственниками в государственную или муниципальную казну, в том числе при передаче из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии со статьей 225 "Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Таким образом, возможно два случая:
1) собственника нет или неизвестен;
2) собственник известен, но он отказался от права собственности.
Касательно первого случая необходимо отметить следующее. Объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения, как правило, являются недвижимым имуществом, право собственности на которые подлежит регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Если права на бесхозяйный объект централизованной системы водоснабжения (водоотведения), не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, то по такому объекту отсутствует информация о том, в чьей собственности (государственной или частной) ранее находился объект (юридически право собственности не было зарегистрировано).
При этом установленная законодательством процедура обращения бесхозяйного объекта в муниципальную (государственную) собственность не предусматривает обязанности органа местного самоуправления (органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения) или суда по сбору сведений о том, кем был создан бесхозяйный объект (т.е. кто построил, например, сеть).
Большинство бесхозяйных объектов относятся к первому случаю.
Случаи отказа собственников от права собственности на объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения с последующим обращением их в муниципальную (государственную) собственность отсутствуют или крайне редки.
В связи с изложенным статистика по доле бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, ранее фактически находившихся в частной собственности, отсутствует (не ведется).
При этом количество бесхозяйных сетей в целом является значительным, что обуславливает необходимость решения проблемы доприватизации объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
Так, к примеру, в городе федерального значения Москве в настоящее время в стадии оформления находятся 361 шт. бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в том числе водопроводные и канализационные сети совокупной протяженностью более 670 км, выявленные в предыдущем календарном году.
С целью обеспечения эффективного управления объектами централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной и муниципальной собственности, целесообразна передача таких объектов в эксплуатацию организациям, осуществляющим водоснабжение или водоотведение, с которыми технологически или функционально связаны объекты, в том числе организациям, наделенным статусом гарантирующих организаций в отношении соответствующих централизованных систем водоснабжения (водоотведения).
При этом в ряде населенных пунктов статусом гарантирующих организаций наделены юридические лица, созданные в организационно-правовой форме акционерного общества. Как правило, такие акционерные общества были созданы в соответствии с законодательством о приватизации путем преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в акционерное общество, а их акции находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности.
В связи с ограничениями, установленными статьей 9 Закона, в муниципальных образованиях и городах федерального значения, в которых эксплуатацию централизованных систем водоснабжения и водоотведения обеспечивают юридические лица, созданные в организационно-правовой форме акционерного общества, объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в эксплуатацию только по договору аренды.
В случае передачи объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по договору аренды:
- у публично-правового субъекта возникают дополнительные расходы на администрирование (контроль и учет объектов централизованных систем водоснабжения (водоотведения), заключение и сопровождение договоров аренды и др.);
- у эксплуатирующей (гарантирующей) организации возникают дополнительные расходы в размере арендной платы;
- у эксплуатирующей (гарантирующей) организации, как правило, возникают дополнительные расходы на страхование арендуемых объектов в связи с тем, что условие о страховании включается в договор об аренде по инициативе арендодателя - органа государственной власти или органа местного самоуправления (при этом такое страхование не является обязательным в соответствии с законодательством, в связи с чем затруднено включение данных расходов в тарифы);
- эксплуатирующая (гарантирующая) организация не может начислять на арендованное имущество амортизацию, а, следовательно, отсутствует источник для обновления основных фондов;
- наличие у эксплуатирующей (гарантирующей) организации дополнительных расходов подразумевает необходимость их учета при установлении тарифа на услуги, оказываемые гарантирующей организацией.
Таким образом, положения статьи 9 Закона влекут за собой дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, дополнительные расходы эксплуатирующей (гарантирующей) организации и дополнительную финансовую нагрузку на потребителей.
Основной экономический эффект от доприватизации объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет заключаться в появлении источника для финансирования мероприятий по реконструкции объектов инфраструктуры, в том числе по ремонту, замене, реконструкции изношенных водопроводных и канализационных сетей, которые в настоящее время находятся в государственной или муниципальной собственности, в виде амортизации.
До тех пор, пока указанные объекты инфраструктуры арендуются эксплуатирующей (гарантирующей) организацией такая организация не может производить амортизационные отчисления. Государственные органы и органы местного самоуправления также не вправе производить амортизационные отчисления.
Для решения данной проблемы необходимо разрешить внесение технологически и (или) функционально связанных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в качестве вкладов в уставный капитал акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности в размере, предоставляющем на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров.
Следует отметить, что в указанном случае контроль государства или муниципального образования над объектами централизованных систем водоснабжения и водоотведения не утрачивается, а сохраняется в опосредованной форме - в рамках реализации полномочий акционера по назначению единоличного исполнительного органа, членов совета директоров (наблюдательного совета) и по одобрению значимых сделок.
Кроме того, законопроектом также предусмотрен запрет на отчуждение из государственной или муниципальной собственности акций акционерного общества - собственника объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в результате которого в государственной или муниципальной собственности сохраняется менее 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция, что позволит сохранить контроль со стороны государства или муниципального образования над переданными объектами.
Также вводится обременение объектов водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их внесении в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации, обязательствами по эксплуатации.
При этом указанные акционерные общества обязаны направлять амортизацию по переданному имуществу исключительно на финансирование капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
Данный подход будет обеспечивать улучшение показателей качества и надежности объектов водоснабжения и (или) водоотведения, обновлению данных объектов, лишит возможности организаций эксплуатировать имущество без улучшения потребительских свойств предоставляемой населению коммунальной услуги.
Кроме того, указанный подход соотносится с порядком отчуждения источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, предусмотренным статьей 30.1 Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Таким образом, внесение предусмотренных законопроектом изменений не влечет за собой для государства или муниципального образования утраты контроля над объектами централизованных систем водоснабжения и водоотведения, а также не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.