Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике"
(подготовлен Минэнерго России 30.08.2022 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила расследования причин аварий в электроэнергетике.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 44, ст. 5243; 2011, N 50, ст. 7385; 2015, N 43, ст. 5973; 2016, N 25, ст. 3808; 2017, N 23, ст. 3320).
3. Министерству энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить:
форму акта о расследовании причин аварий в электроэнергетике и порядок ее заполнения;
форму отчета об авариях в электроэнергетике и порядок ее заполнения;
порядок передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике;
критерии аварийных ситуаций, аварий и системных аварий в электроэнергетике и порядок их расследования и учета.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2022 г. N
Правила
расследования причин аварий в электроэнергетике
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок расследования причин возникновения и развития аварийных ситуаций, аварий и системных аварий в электроэнергетике.
Технологические нарушения в работе электротехнического оборудования атомных станций, приведшие к аварийной ситуации, аварии и (или) системной аварии, расследуются в соответствии с настоящими Правилами. Иные нарушения в работе атомных станций, не приведшие к аварийным ситуациям, авариям и (или) системным авариям, расследуются в соответствии с порядком, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.
Расследование причин чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие аварийных ситуаций, аварий или системных аварий на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках потребителей электрической энергии (далее - энергопринимающие установки), осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Техническое расследование причин аварии гидротехнического сооружения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.
Расследование причин повреждений (отказов) и (или) разрушений технических устройств, расположенных на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, соответствующих одновременно определениям аварии и (или) инцидента, установленным законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности и настоящими Правилами.
2. В целях настоящих Правил используются следующие понятия:
аварийная ситуация - технологические нарушения, локализованные внутри объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки или нескольких объектов электроэнергетики, принадлежащих одному собственнику или иному законному владельцу данных объектов электроэнергетики и не приведшие к полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей, возникновению технологических нарушений на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, принадлежащих иным собственникам или законным владельцам, или системной аварии;
авария - технологические нарушения, приведшие к полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей или технологическим нарушениям на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, принадлежащих иным собственникам или законным владельцам, и не приведшие к системной аварии;
системная авария - нарушения нормального режима в электрической части Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, приводящие к любому из следующих событий:
нарушение требований к величине и длительности отклонения частоты электрического тока, установленных Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем;
разделение Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы на части;
выделение энергорайона, включающего в себя электростанцию (электростанции) установленной мощностью 25 МВт и более (при отключении всех электрических связей с Единой энергетической системой России или технологически изолированной территориальной энергосистемой), с переходом на изолированную от Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы работу, за исключением случаев успешного повторного включения в работу линий электропередачи или электротехнического оборудования действием устройств автоматического повторного включения;
превышение максимально допустимых перетоков мощности в контролируемом сечении длительностью 1 час и более;
применение графиков временных отключений суммарным объемом 100 МВт и более или прекращение электроснабжения на величину 25 и более процентов общего объема потребления в операционной зоне диспетчерского центра;
внеплановое ограничение выдачи мощности электростанцией на величину 100 МВт и более на срок более одних суток, обусловленное невозможностью использования располагаемой мощности электростанции из-за аварийного отключения линий электропередачи или оборудования электрических сетей.
3. В соответствии с настоящими Правилами расследованию и учету подлежат аварийные ситуации и аварии на всех объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на территории Российской Федерации, а также системные аварии. Порядок учета аварийных ситуаций, аварий и системных аварий определяется уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
4. Расследование причин возникновения и развития:
аварийных ситуаций осуществляется собственником, иным законным владельцем объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организацией;
аварий осуществляется собственником или иным законным владельцем объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, на которых началось возникновение аварии, с привлечением собственников или иных законных владельцев объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, на которых произошли технологические нарушения вследствие развития аварии. Критерии аварий, расследование причин возникновения и развития которых осуществляется с участием представителя уполномоченного органа в сфере электроэнергетики, определяются уполномоченным органом в сфере электроэнергетики;
системных аварий осуществляется уполномоченным органом в сфере электроэнергетики с обязательным привлечением субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
II. Порядок расследования причин аварий
5. Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация незамедлительно уведомляют о возникновении аварийной ситуации или аварии диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в операционной зоне которого находятся объект электроэнергетики и (или) энергопринимающая установка, и уполномоченный орган в сфере электроэнергетики в случаях, предусмотренных п. 10 настоящих Правил, а также подведомственное уполномоченному органу в сфере электроэнергетики государственное бюджетное учреждение в соответствии с порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утвержденным уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
6. Субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике незамедлительно уведомляет о возникновении системной аварии уполномоченный орган в сфере электроэнергетики, а также подведомственное уполномоченному органу в сфере электроэнергетики государственное бюджетное учреждение в соответствии с порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утвержденным уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
7. Собственник или иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация в срок не позднее 24 часов с момента возникновения аварийной ситуации или аварии принимает решение о создании комиссии по расследованию причин возникновения и развития аварийной ситуации и ее составе.
Собственник или иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация оформляет решение о создании комиссии по расследованию причин аварийной ситуации и ее составе приказом руководителя.
Председателем комиссии назначается должностное лицо собственника или иного законного владельца объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организации.
8. Уполномоченный орган в сфере электроэнергетики в срок не позднее 24 часов с момента получения информации о системной аварии принимает решение о создании комиссии по расследованию причин возникновения и развития системной аварии и ее составе.
Решение о создании комиссии по расследованию причин аварии и ее составе оформляется приказом руководителя уполномоченного органа в сфере электроэнергетики.
Председателем комиссии назначается должностное лицо уполномоченного органа в сфере электроэнергетики.
9. В состав комиссии при необходимости включаются уполномоченные представители:
а) уполномоченного органа в сфере электроэнергетики;
б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
в) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций;
г) генерирующих компаний;
д) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
е) потребителей электрической энергии, присоединенная мощность которых превышает 50 МВт.
10. Должностные лица субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и уполномоченного органа в сфере электроэнергетики включаются в состав комиссии в случаях соответствия аварии или аварийной ситуации критериям, определяемым уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
11. Комиссия вправе также привлекать к расследованию представителей научных и экспертных организаций, заводов-изготовителей, а также организаций, выполнявших подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, на которых произошла аварийная ситуация или авария, или на которых произошли отклонения от установленных технологических режимов работы.
12. Расследование причин возникновения и развития аварийных ситуаций, аварий и системных аварий начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня начала расследования.
В случае необходимости срок проведения расследования причин аварии может быть продлен не более чем на 45 календарных дней со дня окончания срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, лицом, принявшим решение о расследовании.
13. В ходе расследования причин возникновения и развития аварийных ситуаций, аварий и системных аварий устанавливаются причины и предпосылки возникновения аварийной ситуации, аварии или системной аварии, круг лиц, действия (бездействие) которых привели к ее возникновению, а также разрабатывается перечень противоаварийных мероприятий по устранению причин аварии и предотвращению возникновения аварий на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках (далее - противоаварийные мероприятия).
14. При расследовании причин возникновения и развития аварийных ситуаций, аварий и системных аварий выявляются и устанавливаются условия их возникновения, в том числе:
а) обстоятельства, предшествовавшие аварии, в том числе действия (бездействие) субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, повлекшие возникновение аварии;
б) исполнение команд и распоряжений субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
в) соблюдение субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, в том числе установленных правил и норм эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, а также технических регламентов;
г) своевременность принятия субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии мер по устранению последствий аварии и дефектов оборудования, повышению его надежности, повышению качества и соблюдению сроков проведения ремонтных работ, испытаний и профилактических осмотров, контролю за состоянием оборудования, а также по соблюдению технологической дисциплины при производстве ремонтных работ.
15. Для выявления причин возникновения и развития аварийных ситуаций, аварий и системных аварий в ходе расследования проводятся следующие необходимые действия:
а) сохранение доаварийной и послеаварийной обстановки (по возможности);
б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных и диспетчерских переговоров и иных необходимых документов;
в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок;
г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования;
д) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, в случае необходимости - видеосъемка, составление схемы и эскиза места аварии;
е) опрос очевидцев аварии, руководителей организаций, на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках которых произошла авария, оперативного персонала, а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;
ж) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварии, а также установление причин их возникновения;
з) выяснение характера нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования;
и) оценка действий оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках которых произошла авария, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварии;
к) проверка соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим требованиям;
л) выявление нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;
м) оценка соблюдения установленных требований промышленной безопасности, безопасности объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, а также гидротехнических сооружений для предупреждения аварий;
н) проверка соответствия объекта электроэнергетики, энергопринимающей установки и (или) технологического процесса проектным решениям;
о) проверка соответствия использования оборудования установленной области его применения;
п) проверка наличия и исправности средств защиты персонала;
р) проверка наличия технической документации по эксплуатации объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки.
16. При проведении расследования причин аварийной ситуации, аварии или системной аварии комиссия:
а) проводит обследование объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок с предварительным уведомлением субъекта электроэнергетики и (или) потребителя электрической энергии, на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке которых возникла аварийная ситуация, о начале расследования причин аварии в срок не позднее чем за 3 часа до начала обследования;
б) запрашивает у субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии, собственников, иных законных владельцев объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок либо эксплуатирующих их организаций, а также у органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию и документы, необходимые для расследования причин аварии, в том числе регистрограммы, записи оперативных и диспетчерских переговоров, копии технической и иной документации в отношении объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, на которых произошла авария;
в) осуществляет иные действия, необходимые для расследования причин аварии.
17. Действия комиссии в ходе расследования причин аварии оформляются протоколом и подписываются председателем комиссии.
III. Порядок оформления результатов расследования
18. Результаты расследования причин аварийных ситуаций, аварий и системных аварий оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации, аварии или системной аварии (далее - акт расследования), форма и порядок заполнения которого утверждаются уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
19. Акт расследования должен содержать следующую информацию:
а) описание состояния и режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок до возникновения аварии и во время аварии;
б) описание причин возникновения аварии и ее развития;
в) описание действий оперативного персонала и должностных лиц субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, послуживших предпосылками и (или) причинами возникновения аварии;
г) описание выявленных в ходе расследования нарушений требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, в том числе установленных норм и правил эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также технических регламентов;
д) перечень и описание повреждений оборудования объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;
е) описание выявленных в ходе расследования недостатков эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления и монтажа оборудования, явившихся предпосылками аварии или затруднявших ее ликвидацию;
ж) перечень противоаварийных мероприятий.
20. К акту расследования прилагаются все материалы расследования, полученные в процессе работы комиссии.
21. Материалы расследования причин аварийных ситуаций, аварий и системных аварий формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов и подлежат хранению организацией, принявшей решение о расследовании в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования.
22. Акт расследования составляется в 2 экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. При несогласии отдельных членов комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования.
23. Копии акта расследования в 3-дневный срок после дня окончания расследования со всеми приложениями направляются председателем комиссии субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках которых произошли аварийные ситуации или аварии, субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также членам комиссии по их запросу. Критерии аварийных ситуаций и аварий, копии актов расследования которых передаются субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяются уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация направляют копии акта расследования уполномоченному органу в сфере электроэнергетики в 10- дневный срок после дня получения запроса уполномоченного органа в сфере электроэнергетики.
24. Критерии аварийных ситуаций и аварий, контроль за выполнением противоаварийных мероприятий и предписаний, вынесенных по результатам расследования которых, осуществляется органом федерального государственного энергетического надзора, субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или уполномоченным органом в сфере электроэнергетики, определяются уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
IV. Порядок систематизации информации об авариях в электроэнергетике
25. Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация представляют сводный ежемесячный отчет об авариях в электроэнергетике по форме и в порядке, которые утверждены уполномоченным органом в сфере электроэнергетики, в уполномоченный орган в сфере электроэнергетики (включая информацию о прекращениях передачи электрической энергии, связанных с проведением ремонтных и внерегламентных работ), а также субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
26. Систематизация информации об авариях в электроэнергетике осуществляется путем ведения баз(ы) данных об авариях в электроэнергетике на основании актов расследования, оперативной информации об авариях в электроэнергетике и отчетов об авариях в электроэнергетике, представляемых по форме и в порядке, которые утверждены уполномоченным органом в сфере электроэнергетики. Ведение баз(ы) данных об авариях в электроэнергетике осуществляется субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и (или) уполномоченным органом в сфере электроэнергетики в отношении аварийных ситуаций, аварий и системных аварий в соответствии с критериями, утвержденными уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
27. Электронные копии актов расследования включаются в базу(ы) данных об авариях в электроэнергетике.
28. Материалы расследования аварий после проведения анализа могут быть использованы при планировании режимов работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок и разработке мер по обеспечению надежного и безопасного функционирования указанных объектов (установок), в том числе в составе энергосистемы.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минэнерго предлагает обновить правила расследования причин аварий в электроэнергетике.
Будут разделены понятия аварийная ситуация, авария и системная авария в зависимости от последствий каждого из указанных видов технологических нарушений. Планируется усовершенствовать порядок расследования причин аварий. Изменятся подходы к определению лиц, осуществляющих расследование.
Обновят критерии аварий в электроэнергетике, подлежащих расследованию. Будет урегулирована работа комиссий по расследованию аварий.