Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 05.09.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2022 г. N 33-П (далее - Постановление).
Постановлением часть вторая статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) и пункт "в" части первой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они - допуская в своей взаимосвязи продолжение уголовного преследования после истечения на досудебной стадии уголовного судопроизводства срока давности привлечения к уголовной ответственности, в том числе за тяжкое преступление, в случае, если подозреваемый или обвиняемый возражал в момент истечения этого срока против прекращения уголовного преследования по данному нереабилитирующему основанию, - не гарантируют достижения в разумные сроки определенности правового положения такого лица применительно к подозрению или обвинению в совершении преступления.
В настоящее время УПК РФ, устанавливая запрет на прекращение уголовного преследования в связи с истечением срока давности, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает, не закрепляет каких-либо предельных сроков допустимого продолжения расследования.
Законопроектом предлагается дополнить статью 24 УПК РФ новым основанием прекращения уголовного дела - в связи с истечением 12 месяцев производства предварительного расследования с момента истечения срока давности уголовного преследования в случае, если уголовное дело не передано в суд в порядке, установленном УПК РФ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении, согласие подозреваемого, обвиняемого на такое прекращение не требуется.
Законопроектом предусматривается возможность обжалования постановления о прекращении уголовного дела по данному основанию в порядке статьи 125.1 УПК РФ.
Корреспондирующие изменения вносятся также в ряд иных статьей УПК РФ.
Принятие законопроекта позволит обеспечить высокий уровень гарантий прав лиц, подвергнутых уголовному преследованию, и привести УПК РФ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 марта 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.