Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду"
(подготовлен Минприроды России 06.09.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - проект постановления) подготовлен Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, исходя из правоприменительной практики. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" ставки платы за негативное воздействие устанавливаются на 2016-2018 гг.
Отчётным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признаётся календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон), с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 39 "О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" на 2020 отчетный год был введен коэффициент 1,08, применяемый к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленным на 2018 год.
В связи с ухудшением экономической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019, Минприроды России было принято решение не повышать ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2021 год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 274 "О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" на 2022 отчетный год введен коэффициент 1,19, применяемый к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленным на 2018 год. Ставка платы по загрязняющему веществу "Пыль каменного угля" в 2022 году установлена в размере 67,12 рублей за тонну.
Размер ставок платы в период 2003-2021 гг. индексировался на уровне ниже темпов накопленной инфляции, которая за указанный период составила 450 %.
Одновременно, в аналитических материалах и исследованиях Счетной палаты Российской Федерации, касающихся мониторинга реализации экологических мер регулирования в области охраны окружающей среды (доклад Счетной палаты Российской Федерации о результатах анализа деятельности органов государственной власти по обеспечению национальных интересов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации в 2008-2021 годах, Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации N 8 (285) 2021, отчет Счетной палаты Российской Федерации "О результатах контрольного мероприятия "Проверка эффективности администрирования Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в 2015-2016 годах платы за негативное воздействие на окружающую среду в целях реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" и пр.) отмечается, что к числу ключевых проблем реализации природоохранных мер относится значительное сокращение платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, снижение мотивации природопользователей к осуществлению природоохранных мероприятий, - затраты на реализацию природоохранных мероприятий в настоящее время не соразмерны размерам экологических платежей, в том числе и платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, размеры ставок платы в настоящее время являются существенно заниженными и требуют системного пересмотра. В связи с чем, Минприроды России планируется заказ научно-исследовательской работы по формированию новых подходов к определению размеров ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и взиманию платы в целом. Получение научного обоснования позволит принять решение о внесении необходимых изменений в нормативные правовые акты, касающиеся данной сферы регулирования, в том числе в целях усиления стимулирующей функции платы (в части возможности формирования финансового обеспечения реализации природоохранных мероприятий).
Проект постановления направлен на сохранение ставок платы на уровне 2018 года и предусматривает их индексацию на размер индекса потребительских цен в целях недопущения снижения самих ставок платы, а также недопущения снижения стимулирующей функции платы.
Согласно базовому сценарию среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года, размещенному на официальном сайте Минэкономразвития России, прогнозируемый размер индекса потребительских цен на конец 2023 года сложится на уровне 6,1%.
Проект постановления предусматривает установление размера ставок платы за негативное воздействие в 2023 году на уровне 2018 года с учётом их индексации на коэффициент 1,26 (1,19 х 1,06).
Ставка платы по загрязняющему веществу "Пыль каменного угля" в 2023 году устанавливается на уровне 71,15 рублей за тонну (67,12 х 1,06).
Предлагаемые проектом постановления ставки платы будут применяться за отчётный период по плате 2023 года.
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду установлена нормами Закона.
Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечёт за собой применение мер административного воздействия, а также её взыскание в добровольном и принудительном порядках.
Принятие проекта постановления позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям спрогнозировать размер и корректно исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая, что за 2021 отчетный год в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 19,8 млрд руб. доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду, дополнительные бюджетные поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду составят оценочно 3,3 млрд. рублей. Указанные поступления могут рассматриваться в качестве дополнительного источника финансирования субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления природоохранных мероприятий.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 N 446-ФЗ "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" средства от платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01.09.2022 "окрашиваются" и будут направляться на выявление и ликвидацию объектов накопленного вреда, а при их отсутствии на иные природоохранные мероприятия в соответствии с планами мероприятий, утверждаемыми субъектами Российской Федерации по согласованию с Минприроды России.
Также принятие проекта постановления позволит уполномоченному федеральному органу исполнительной власти осуществлять администрирование платежей, прием и обработку деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду от плательщиков.
Не установление ставок платы на 2022 год приведет к возникновению правового пробела в законодательстве (у хозяйствующих субъектов не будет понимания по каким ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду следует исчислять плату), что в свою очередь, приведет к правовой неопределенности и ограничению прав, исполнению обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по соблюдению требований по исчислению и внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие постановления не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29 мая 2014 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.