Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде"
(подготовлен Минприроды России 06.09.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде" (далее - проект постановления, Правила) разработан в целях определения порядка проведения выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде на территориях и акваториях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, в соответствии со статьями 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
В настоящее время на федеральном уровне отсутвует специальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок проведения выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты НВОС) на территориях и акваториях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, что приводит к противоречивости правоприменительной практики.
В целях совершенствования процедур инвентариации объектов НВОС подготовлен проект постановления, которым закрепляется механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и процедура осуществления ими работ по выявлению, обследованию и оценки объектов НВОС.
В соответсвии с проектом постановления выявление объектов НВОС осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.
Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде применительно к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, применительно к иным территориям и акваториям выявление таких объектов осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В рамках выявления объектов НВОС осуществляется сбор первичной информации об объектах, обладающих признаками НВОС, местах нахождения таких объектов, их характеристиках.
Сбор указанных сведений позволит оптимизировать работу по обследованию и оценке объектов НВОС, а также снизить финансовые затраты на указанные работы, путем приоритизации таких объектов НВОС.
По результатам выявления объектов НВОС органы, осуществившие выявление объекта НВОС, направляют заявления о результатах выявления объектов НВОС в Росприроднадзор с указанием объектов НВОС, в отношении которых обследование и оценку будут осуществлять самостоятельно.
По результатам рассмотрения, представленных заявлений, Росприроднадзор принимает решение о включении, либо об отказе во включении объектов в перечень объектов, подлежащих обследованию и оценке (далее - перечень объектов), либо направляет органам, осуществившим выявление объекта НВОС, мотивированный отказ.
Указанные в мотивированом отказе замечания должны быть устранены в течение 15 рабочих дней со дня его поступления.
В целях определения очередности проведения обследования и оценки объектов НВОС осуществляется их приоритизация.
После приоритизации Росприродназдор формирует перечень объектов НВОС, в отношении которых обследование и оценку, за исключением оценки воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан, будет осуществлять Росприроднадзор, а также перечень объектов НВОС, в отношении которых обследование и оценка, за исключением оценки воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан и продолжительность их жизни, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Кроме того, в настоящее время при оценке и категорировании объектов НВОС не учитывается влияние объектов НВОС на человека (отсутствуют критерии, позволяющие оценить воздействие объекта НВОС на жизнь и здоровье населения, проживающего в зоне негативного влияния объекта).
В связи с этим, орган, ответственный за проведение обследования и оценки, за исключением оценки воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан, направляет сведения об объектах НВОС в Роспотребнадзор для осуществления оценки воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан.
Если в отношении объектов НВОС были проведены выявление и обследование и указанные объекты НВОС выключены в государственный реестр объектов НВОС, то в отношении таких объектов НВОС проводится только оценка воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан.
Указанные меры направлены на улучшение экологических условий проживания населения на территории Российской Федерации, снижение воздействия объектов НВОС на здоровье граждан, увеличение численности и продолжительности жизни населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией объектов НВОС.
По результатам проведения оценки воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье гражданРоспотребнадзор направляет указанную информацию органам, ответственным за проведение обследования и оценки, за исключением оценки воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан.
По результатам обследования и оценки объектов, в том числе оценки воздействия объектов на жизнь и здоровье граждан Росприроднадзор, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления направляют заявление о включении объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, порядок ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Если в отношении объектов НВОС были проведены выявление и обследование и указанные объекты НВОС включены в ГРОНВОС до вступления в силу настоящего Порядка, то в отношении таких объектов НВОС проводится только оценка их воздействия на жизнь и здоровье граждан.
Финансирование мероприятий по инвентаризации предусмотрено в рамках реализации проекта (инициативы) "Генеральная уборка" стратегии "Экология - основа для жизни", которой предполагается выделение средств в размере 7 073 814,1 (14 962 200) тыс. руб., в том числе:
2022 год - 2 476 897,1 (3 532 200) тыс. руб.;
2023 год - 2 455 654,4 (6 166 000) тыс. руб.;
2024 год - 2 141 262,7 (5 263 400) тыс. руб.
Из них:
тыс.руб
Федеральный орган исполнительной власти |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
ВСЕГО |
Росприроднадзор |
466 400,0 |
462 400,0 |
403 200,0 |
1 332 000,0 |
Роспотребнадзор |
2 010 497,1 |
1 993 254,4 |
1 738 062,7 |
5 741 814,1 |
Кроме того, с 01.09.2022 в соответствии со статьями 16.6, 75.1 и 78.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду, средства от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, зачисленные в бюджеты бюджетной системы РФ, должны направляться на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и другие природоохранные мероприятия.
Таким образом, финансовое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им государственных учреждений в соответствии с установленными проектом постановления полномочиями, будет осуществляться в рамках средств, предусмотренных в федеральном бюджете в 2022-2024 гг. на реализацию федерального проекта "Генеральная уборка".
Финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с установленными проектом постановления полномочиями будет осуществляться в рамках средств, зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соответствии с положениями статьей 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и иным международным договорам Российской Федерации, и не содержит решений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.