Проект Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Требования к учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при переводе ядерных материалов между системами государственного учета и контроля ядерных материалов и государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"
(подготовлен Ростехнадзором 12.09.2022 г.)
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от "__" __________ 20__ г. N _____
Федеральные нормы и правила
в области использования атомной энергии "Требования к учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при переводе ядерных материалов между системами государственного учета и контроля ядерных материалов и государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"
(НП-072-22)
I. Назначение и область применения
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при переводе ядерных материалов между системами государственного учета и контроля ядерных материалов и государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" (НП-072-22) (далее - Правила) устанавливают требования к учету и контролю ЯМ (перечень сокращений приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам), РВ и РАО при переводе ЯМ между вышеуказанными системами.
2. Настоящие Правила распространяются на ЯМ, специальные неядерные материалы (за исключением дейтерия и лития-6), РВ и РАО, подлежащие учету в СГУК ЯМ или в СГУК РВ и РАО. Требования настоящих Правил обязательны для исполнения эксплуатирующими организациями, а также организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке и хранению ЯМ в любых химических соединениях, физических формах и агрегатных состояниях.
II. Общие положения
3. Перевод ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО или перевод ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ осуществляется организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности в области использования атомной энергии.
Под переводом ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО понимается комплекс мероприятий, в результате которых ЯМ снимаются с учета в СГУК ЯМ и ставятся на учет в СГУК РВ и РАО.
Под переводом ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ понимается комплекс мероприятий, в результате которых ЯМ снимаются с учета в СГУК РВ и РАО и ставятся на учет в СГУК ЯМ.
4. При переводе ЯМ между СГУК ЯМ и СГУК РВ и РАО должен вестись непрерывный документальный учет ЯМ, РВ и РАО, а также проверка достоверности информации документального учета и ее соответствия фактическому наличию ЯМ, РВ и РАО с целью обеспечения сохранности ЯМ, РВ и РАО.
5. Перевод в организации ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО, а также перевод ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ необходимо осуществлять в соответствии с регламентами или методиками (далее - Регламенты), утвержденными руководителем организации или уполномоченным им лицом (далее - руководитель организации).
Регламенты могут разрабатываться в виде:
отдельных документов;
одного из разделов Положения (Инструкции) по учету и контролю РВ и РАО в организации*(1);
одного из разделов инструкции по учету и контролю ЯМ в ЗБМ*(2).
В Регламенты подлежат включению обязательные сведения, приведенные в приложениях N 2 - 4 к настоящим Правилам. Допускается включать в Регламенты, кроме обязательных сведений, иные сведения, необходимые для учета и контроля ЯМ, РВ и РАО, исходя из особенностей обращения с ними.
6. Перевод ЯМ между СГУК ЯМ и СГУК РВ и РАО осуществляется в ЗБМ организации.
7. В случае если до возникновения необходимости перевода ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ организация не осуществляла обращение с ЯМ, до проведения мероприятий по переводу ЯМ она должна получить лицензию на обращение с ЯМ и организовать ЗБМ в соответствии с требованиями федеральных норм и правил государственного учета и контроля ЯМ.
8. Перевод ЯМ между СГУК ЯМ и СГУК РВ и РАО должен основываться на измерениях или расчетах с использованием установленных в соответствующих программах измерений для ЯМ, РВ и РАО методик и средств измерений или методик (методов) косвенных измерений. Методики (методы) косвенных измерений, используемые для расчета количества ЯМ при переводе, должны соответствовать требованиям, установленным в разделе 7 ГОСТ Р 8.703-2020 "Государственная система обеспечения единства измерений. Учет и контроль ядерных материалов. Система измерений. Основные положения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2020 г. N 1246-ст. Данные, полученные в результате учетных измерений или расчетов, в совокупности с данными, приведенными в имеющихся учетных документах на ЯМ, РВ, РАО, должны быть достаточны для оформления новых учетных документов, формирования отчетных документов и постановки ЯМ на учет в СГУК ЯМ или в СГУК РВ и РАО.
Допускается использовать в качестве учетных ранее определенные значения характеристик, приведенные в паспортах (сертификатах, свидетельствах, других учетных документах) учетных единиц с ЯМ, РВ или РАО, партий ЯМ, РВ, РАО, при условии подтвержденной визуальным или инструментальным контролем целостности учетной единицы с ЯМ, РВ или РАО, а также подтверждающих измерений параметров учетной единицы с ЯМ, РВ или РАО.
III. Перевод ядерных материалов из системы государственного учета и контроля ядерных материалов в систему государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
9. ЯМ, содержащиеся в РАО, переводятся из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО и ставятся на учет как РАО при выполнении следующих условий:
исключение последующего возврата РАО, переданных из ЗБМ в хранилище РАО, места переработки и кондиционирования РАО, в технологический процесс с целью извлечения ЯМ без проведения специальных организационно-технических мероприятий;
выполнение учетных измерений или расчетов в соответствии с требованиями пункта 8 настоящих Правил;
выполнение критериев отнесения к РАО.
10. После подготовки РАО, содержащих ЯМ, к передаче в хранилище РАО, места переработки и кондиционирования РАО и оформления для них учетных документов должен быть обеспечен контроль обнаружения несанкционированной обратной передачи указанных РАО из емкостей, хранилищ, в которых они содержатся, в технологический процесс переработки РАО с возможностью извлечения ЯМ. Контроль должен обеспечиваться с помощью соответствующих административных мер и технических средств (например, блокировок, отключения вентилей, применения пломбировочных устройств одноразового действия, обеспечивающих защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и систем видеонаблюдения).
11. ЯМ переводятся из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО и ставятся на учет как РВ при выполнении следующих условий:
при производстве (изготовлении) изделий с РВ - наличие решения Госкорпорации "Росатом" на использование ЯМ для производства (изготовления) изделий с РВ (для ЯМ, находящихся в федеральной собственности) или наличие решения руководителя организации на использование ЯМ для производства (изготовления) изделий с РВ (в случае использования ЯМ, находящихся в собственности юридического лица);
выполнение учетных измерений или расчетов в соответствии с требованиями пункта 8 настоящих Правил;
количество ЯМ должно соответствовать критериям снятия ЯМ с учета в организации, установленным в федеральных нормах и правилах государственного учета и контроля ЯМ;
выполнение критериев постановки на учет в СГУК РВ и РАО.
12. Для перевода ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО распорядительным документом руководителя организации должна быть назначена комиссия, а также определен период ее полномочий.
В состав комиссии должны быть включены:
лицо, ответственное за организацию учета и контроля ЯМ в организации;
лицо, ответственное за осуществление учета и контроля РВ и РАО в организации, или руководитель централизованной службы учета и контроля РВ и РАО (при наличии).
В случае проведения перевода ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО в нескольких ЗБМ организации могут назначаться несколько комиссий.
13. Комиссия, назначенная в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, должна осуществить проверку:
выполнения условий, установленных в пункте 9 настоящих Правил (при переводе ЯМ в РАО);
выполнения условий, установленных в пункте 11 настоящих Правил (при переводе ЯМ в РВ);
характеристик ЯМ, переводимых в СГУК РВ и РАО.
При этом должно быть установлено:
соответствие порядка определения фактически наличного количества ЯМ, переводимых в СГУК РВ и РАО, порядку, установленному в соответствующем Регламенте;
соответствие фактических параметров учетных единиц зарегистрированным учетным данным и характеристикам.
Результаты работы комиссии должны быть оформлены актом.
14. При переводе ЯМ в РАО акт комиссии по переводу ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО должен содержать:
основание для создания комиссии, состав комиссии, период работы комиссии;
заключение об обоснованности перевода ЯМ в РАО;
указание мест размещения ЯМ, подготовленных к переводу в РАО, в ЗБМ, а также хранилища РАО, места переработки и кондиционирования РАО куда передаются РАО;
результаты проверки соблюдения условий перевода ЯМ, содержащихся в продуктах, в РАО в соответствии с требованиями пункта 9 настоящих Правил;
номера учетных единиц, упаковок, партий с ЯМ, подготовленных к переводу в РАО, сведения о примененных средствах контроля доступа;
данные, необходимые для снятия с учета ЯМ, и данные, необходимые для постановки на учет РАО в соответствии с требованиями пункта 8 настоящих Правил;
особые мнения, замечания членов комиссии (при наличии);
выводы и предложения комиссии о возможности перевода ЯМ в РАО;
подписи председателя комиссии и всех членов комиссии.
15. При переводе ЯМ в РВ акт комиссии по переводу ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО должен содержать:
основание для создания комиссии, состав комиссии, период работы комиссии;
основание для перевода ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО (при производстве (изготовлении) изделий с РВ - наличие решения Госкорпорации "Росатом" на использование ЯМ для изготовления изделий с РВ (для ЯМ, находящихся в федеральной собственности) или наличие решения руководителя организации на использование ЯМ для изготовления изделий с РВ (в случае использования ЯМ, находящихся в собственности юридического лица);
указание мест размещения ЯМ, подготовленных для перевода в РВ;
результаты проверки соблюдения условий перевода ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО в соответствии с требованиями пункта 11 настоящих Правил;
номера учетных единиц, упаковок с ЯМ, подготовленных к переводу в РВ, сведения о примененных средствах контроля доступа;
данные, необходимые для снятия с учета ЯМ, и данные, необходимые для постановки на учет РВ в соответствии с требованиями пункта 8 настоящих Правил;
особые мнения, замечания членов комиссии (при наличии);
выводы и предложения комиссии о возможности перевода ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО;
подписи председателя комиссии и всех членов комиссии.
16. Акт оформляется в двух экземплярах и утверждается руководителем организации. Один экземпляр акта направляется в службу (подразделение), осуществляющую учет и контроль ЯМ в организации, второй экземпляр акта направляется в службу (подразделение), осуществляющую учет и контроль РВ и РАО в организации.
17. ЯМ при переводе в РАО должны быть сняты с учета в СГУК ЯМ, а РАО, содержащие ЯМ, должны быть поставлены на учет в СГУК РВ и РАО в срок не более пяти рабочих дней с момента передачи РАО, содержащих ЯМ, из ЗБМ в хранилище РАО, места переработки и кондиционирования РАО.
ЯМ при переводе в РВ должны быть сняты с учета в СГУК ЯМ и поставлены на учет в СГУК РВ и РАО в срок не более пяти рабочих дней после передачи такого изделия из ЗБМ получателю.
Основанием для документального оформления снятия ЯМ с учета в СГУК ЯМ является наличие приемо-сдаточного документа о получении РВ или РАО, содержащих ЯМ, подписанного лицом, материально ответственным за ЯМ в ЗБМ и лицом, ответственным за учет и контроль РВ и РАО в подразделении, получившем РВ или РАО, содержащие ЯМ, и документального подтверждения о постановке на учет РВ или РАО, содержащих ЯМ, в соответствии с установленным в организации порядком. Приемо-сдаточный документ составляется в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой СГУК.
IV. Перевод ядерных материалов из системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в систему государственного учета и контроля ядерных материалов
18. ЯМ при переводе из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ (в том числе при извлечении ЯМ при переработке РАО или переработке изделий с РВ) переводятся из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ при выполнении следующих условий:
проведение учетных измерений или расчетов в соответствии с требованиями пункта 8 настоящих Правил;
выполнение критериев постановки на учет в СГУК ЯМ, установленных в федеральных нормах и правилах государственного учета и контроля ЯМ.
19. Для перевода ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ распорядительным документом руководителя организации должна быть назначена комиссия, а также определен период ее полномочий.
В состав комиссии должны быть включены:
лицо, ответственное за организацию учета и контроля ЯМ в организации;
лицо, ответственное за осуществление учета и контроля РВ и РАО в организации, или руководитель централизованной службы учета и контроля РВ и РАО (при наличии).
В случае проведения перевода ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ в нескольких ЗБМ организации могут назначаться несколько комиссий.
20. Комиссия, назначенная в соответствии с требованиями пункта 19 настоящих Правил, должна осуществить проверку:
выполнения условий, установленных в пункте 18 настоящих Правил;
характеристик ЯМ, переводимых из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ.
При этом должны быть установлены:
соответствие порядка определения фактически наличного количества ЯМ, переводимого из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ, установленному в Регламенте;
соответствие фактических параметров РАО и изделий с РВ зарегистрированным учетным данным и другим характеристикам.
21. Результаты работы комиссии должны быть оформлены актом.
При переводе ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ акт комиссии должен содержать:
основание для создания комиссии, состав комиссии, период работы комиссии;
основание для перевода ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ;
указание мест размещения РАО или изделий с РВ (при переработке РАО или изделий с РВ - технологии переработки и извлечения ЯМ);
результаты проверки соблюдения условий перевода ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ в соответствии с требованиями пункта 18 настоящих Правил;
номера учетных единиц, упаковок РАО и изделий с РВ, подготовленных к переработке ЯМ (в случае переработки) или переводу ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ без переработки, сведения о примененных средствах контроля доступа;
данные, необходимые для снятия с учета РВ, РАО, и данные, необходимые для постановки на учет ЯМ в СГУК ЯМ, в соответствии с требованиями пункта 8 настоящих Правил;
особые мнения, замечания членов комиссии (при наличии);
выводы и предложения комиссии о возможности перевода ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ;
подписи председателя комиссии и всех членов комиссии.
22. Акт оформляется в двух экземплярах и утверждается руководителем организации. Один экземпляр акта комиссии направляется в службу (подразделение), осуществляющую учет и контроль ЯМ в организации, второй экземпляр акта направляется в службу (подразделение), осуществляющую учет и контроль РВ и РАО в организации.
23. ЯМ должны быть поставлены на учет в СГУК ЯМ в срок не более пяти рабочих дней с момента завершения операций по переработке (в случае переработки) и оформления акта о переводе в СГУК ЯМ.
Основанием для документального оформления снятия РАО и изделий с РВ, из которых извлечены ЯМ, с учета в СГУК РВ и РАО и постановки на учет вновь образовавшихся РВ, РАО является наличие приемо-сдаточного документа о получении ЯМ, подписанного лицом, материально ответственным за ЯМ в ЗБМ и лицом, ответственным за учет и контроль РВ и РАО в подразделении, и документального подтверждения о постановке на учет ЯМ в соответствии с установленным в организации порядком. Приемо-сдаточный документ составляется в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой СГУК.
Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Требования к учету и контролю ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
при переводе ядерных материалов между системами
государственного учета и контроля ядерных материалов
и государственного учета и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов", утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от "____" ________ 20____ г.
Перечень сокращений
ЗБМ |
- |
зона баланса материалов |
РАО |
- |
радиоактивные отходы |
РВ |
- |
радиоактивные вещества |
СГУК |
- |
система государственного учета и контроля |
ЯМ |
- |
ядерные материалы |
Приложение N 2
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Требования к учету и контролю ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
при переводе ядерных материалов между системами
государственного учета и контроля ядерных материалов
и государственного учета и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов", утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от "____" ________ 20____ г.
Перечень
обязательных сведений в Регламенте перевода ядерных материалов в радиоактивные отходы
В Регламенте перевода ЯМ в РАО должны быть указаны следующие обязательные сведения:
перечень подразделений, на которые распространяется действие Регламента перевода ЯМ в РАО;
перечень, формы и порядок ведения документов, оформляемых при переводе ЯМ в РАО;
перечень обязательных организационно-технических мероприятий по подготовке к переводу и переводу ЯМ в РАО, порядок их выполнения;
перечень продуктов, образующихся в организации, содержащих ЯМ и не подлежащих дальнейшему использованию, с указанием для каждого вида продукта типовых характеристик продуктов (удельное содержание ЯМ, химическая форма);
информация об организационно-технических мероприятиях по обеспечению невозможности несанкционированной передачи РАО, содержащих ЯМ и переданных в хранилища РАО, в технологический процесс переработки РАО с целью извлечения ЯМ (либо ссылки на документы, содержащие указанную информацию);
порядок определения фактически наличного количества ЯМ, переводимых в РАО (например, виды измерений параметров партий ЯМ, учетных единиц);
сроки выполнения мероприятий по переводу ЯМ, содержащихся в продуктах, в РАО.
Приложение N 3
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Требования к учету и контролю ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
при переводе ядерных материалов между системами
государственного учета и контроля ядерных материалов
и государственного учета и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов", утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от "____" ________ 20____ г.
Перечень
обязательных сведений в Регламенте перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества
В Регламенте перевода ЯМ в РВ должны быть указаны следующие обязательные сведения:
перечень подразделений, на которые распространяется действие Регламента перевода ЯМ в РВ;
перечень, формы и порядок ведения документов, оформляемых при переводе ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО и постановке на учет как РВ;
перечень обязательных организационно-технических мероприятий по подготовке к переводу и переводу ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО и постановке на учет как РВ, порядок их выполнения;
перечень изделий с РВ, изготавливаемых в организации, с указанием типовых характеристик ЯМ в каждом изделии (масса ЯМ, изотопный состав, физическая и химическая формы) - при производстве (изготовлении) изделий с РВ;
порядок определения фактически наличного количества ЯМ, переводимых из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО, при постановке на учет как РВ;
сроки выполнения мероприятий по переводу ЯМ из СГУК ЯМ в СГУК РВ и РАО и постановке на учет как РВ.
Приложение N 4
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Требования к учету и контролю ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
при переводе ядерных материалов между системами
государственного учета и контроля ядерных материалов
и государственного учета и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов", утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от "____" ________ 20____ г.
Перечень
обязательных сведений в Регламенте перевода ядерных материалов из системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в систему государственного учета и контроля ядерных материалов
В Регламенте перевода ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ должны быть указаны следующие обязательные сведения:
перечень служб (подразделений), на которые распространяется действие Регламента перевода ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ;
перечень, формы и порядок ведения документов, оформляемых при переводе ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ;
перечень обязательных организационно-технических мероприятий по подготовке к переводу и переводу ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ, порядок их выполнения;
перечень РАО или РВ, из которых ЯМ переводится из РВ и РАО в СГУК ЯМ, с указанием типовых характеристик (масса и (или) удельное содержание ЯМ в учетных единицах РВ или РАО, изотопный состав, физическая и химическая формы);
информация о порядке определения фактически наличного количества ЯМ, РВ, РАО;
сроки выполнения мероприятий по переводу ЯМ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 15 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 ноября 2016 г. N 503 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2016 г., регистрационный N 44843).
*(2) Пункт 29 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-19), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 ноября 2019 г. N 438 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2020 г., регистрационный N 58042), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 июня 2020 г. N 215 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2020 г., регистрационный N 58881).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ростехнадзор установит требования к учёту и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов при переводе таких материалов между системами госучёта и контроля.
Правила будут распространяться на ЯМ, специальные неядерные материалы (за исключением дейтерия и лития-6), РВ и РАО, подлежащие учёту в СГУК ЯМ или в СГУК РВ и РАО. Требования будут обязательны для эксплуатирующих организаций, а также организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии, ведущих деятельность по производству, использованию, переработке и хранению ЯМ в любых химических соединениях, физических формах и агрегатных состояниях.