Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О создании национального парка "Большое Токко"
(подготовлен Минприроды России 14.09.2022 г.)
Национальный парк "Большое Токко" (далее - национальный парк) создается в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территории, имеющей ключевое значение для сохранения биологического разнообразия Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Создание национального парка предусмотрено федеральным проектом "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 25 апреля 2019 г. N 2 (п. 4 раздела 1) в подсистеме управления национальными проектами ГИИС "Электронный бюджет" (далее - федеральный проект),во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Территория проектируемого национального парка включает 2 отдельных кластера в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия). Общая площадь национального парка составляет 288 477,1088 гектара.
В границы национального парка включаются государственный природный заказник регионального значения "Большое Токко" и дополнительная территория к северо-востоку от кластера "Токкинский" вдоль границы с Хабаровским краем, включающая в себя часть левобережья долины реки Мулам.
Государственный природный заказник регионального значения "Большое Токко" создан ранее, как республиканский зоологический заказник на основании постановления Совета министров Якутской Автономной Советской Социалистической Республики от 04 апреля 1984 г. N129. В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 1997 г. N 515 без изменения границ переведен в категорию "ресурсный резерват". Согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2014 г. N 437 также без изменения границ до настоящего времени функционирует в категории "государственный природный заказник". Таким образом, природные экосистемы проектируемого национального парка находятся под охранным режимом около 40 лет.
Территория, предлагаемая для создания национального парка, расположена на юго-восточной окраине Алданского нагорья, в пределах Токинской впадины, ограниченной с юга Становым, а с Севера Учуро-Идюмским хребтами. Рельеф характеризуется среднегорьем с плоскими водораздельными пространствами и расчлененными, часто ступенчатыми, склонами. Данная территория отличается уникальной сохранностью. Здесь отсутствуют постоянные поселения, не ведется хозяйственная деятельность, в том числе традиционное природопользование коренных малочисленных народов - эвенков.
Проектируемый национальный парк имеет ключевое значение для сохранения биологического разнообразия Восточной Сибири и Дальнего Востока, так как удаленность от населенных пунктов и от судоходных рек делает территорию будущего парка малодоступной для широких слоев населения и способствует сохранению ландшафтов в естественном состоянии. На современном этапе природные комплексы парка, благодаря своевременным принятым мерам охраны с начала 1980-х годов, сохранили свой первозданный облик.
Территория национального парка насыщена редкими и исчезающими для южной и средней тайги Восточной Палеарктики видами растений. Из 542 таксонов высших сосудистых растений - 86 являются редкими. Из 32 выявленных редких видов мхов - 11 видов редки в пределах Якутии и Сибири, 11 видов считаются редко встречающимися в Якутии. К числу редких на территории Российской Федерации относятся 10 видов мхов. Три вида мхов (Tetrodontium brownianum, Hydrogrimmia mollis и Isopterygiopsis alpicola), отмеченных на хребте Токкинский Становик включены в 3-е издание Красной Книги Республика Саха (Якутия) (2017). Из 193 видов лишайников на долю редких приходится 7 видов. Виды Melanelia elegantula, Physcia tenella, Physconia detersa, Ph. distorta, Ph. Grisea являются неморальными реликтами. Среди выявленых 185 видов водорослей - 15 таксонов являются редкими для Якутии и Сибири.
В пределах проектируемого национального парка, на реке Удыткан близ выхода с хребта в котловину, на крупно галечниковом или глыбовом аллювии изредка формируются уникальные сердцелистноивовые леса, занесенные в Зеленую Книгу Сибири (1996).
На территории проектируемого национального парка выявлены 11 редких и узкоареальных видов насекомых, отмечены 12 видов редких и эстетически ценных видов насекомых.
В водоемах проектируемого национального парка водятся ценные виды рыб, имеющие в основном спортивное значение: таймень, ленок. Здесь же расположены места их нереста. В горных озерах парка водится арктический голец (даватчан) популяции Забайкалья, внесенный в Красные книги Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
В общий список птиц создаваемого национального парка входят 20 видов редких птиц, из которых 7 занесены в Красную книгу Республики Саха (Якутия),13 видов в Красную книгу Российской Федерации и охраняются международными соглашениями. Озера в пределах будущего парка являются участками концентрации миграционных потоков множества мелких и средних птиц, так как близлежащие к озерам долины рек Алгама и Мулам на выходе из Станового хребта играют роль "желоба" - узкой трассы для пролета, участков для преодоления естественной преграды. При неблагоприятных метеоусловиях многие птицы вынужденно останавливаются на отдых именно на озерах.
Териофауна национального парка включает 34 вида млекопитающих, из них 2 представителя (выдра, снежный баран Аллена) внесены в Красную Книгу Республики Саха (Якутия). Кроме того, можно с большой долей вероятности предполагать обитание здесь еще 9 видов, из которых два (кутора, бурый ушан) также внесены в Красную книгу Республики Саха (Якутия).
Вопрос сохранения биоразнообразия становится все более актуальным по мере промышленного освоения территории Южной Якутии. Развитие транспортных магистралей, разработка месторождений полезных ископаемых (золото, железная руда, уголь) и сопутствующих им структур, несомненно, повлияют на количественные и качественные характеристики флоры и фауны региона и таким образом, создание национального парка имеет большое значение для сохранения видового разнообразия уникальных для Восточной Сибири и Дальнего Востока природных сообществ, многие объекты которых относятся к категории редких и исчезающих не только для региональной флоры и фауны, но и для мировой.
Территория создаваемого национального парка перспективна с точки зрения развития экологического, познавательного, научного туризма. Ярко выраженный древнеледниковый рельеф с глубокими цирками, острыми гребнями хребтов, скальными обнажениями, карстовыми озерами, чистейшими горными реками и многочисленными водопадами придает ландшафтам необычайную живописность. Вместе с тем рельеф этих древних гор местами существенно сглажен, что создает условия для проведения обычных туристических и познавательно-экологических маршрутов, при прохождении которых не требуется специального снаряжения и физической подготовки. В пределах проектируемого национального парка немало объектов, имеющих особую научную, познавательную, эстетическую, рекреационную значимость.
Озеро Большое Токко с примыкающими гольцами (более 2 300 метров над уровнем моря) представляет ценнейший рекреационный объект и уникальную природную достопримечательность не только для жителей Якутии, Амурской области и Хабаровского края, но и для туристов из других регионов России. Живописное большое озеро на фоне высоких гор, богатейшая спортивная рыбалка, возможность сплава по р. Мулам, относительная транспортная доступность - все эти факторы в случае создания национального парка будут способствовать развитию внутреннего туризма.
Озеро Большое Токко является уникальным по своему происхождению водным объектом, имеющее особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, представляющее особую экономическую, социальную и историческую ценность для нынешних и будущих поколений.
Наличие вблизи территории проектирования Эльгинского каменноугольного месторождения, крупнейшего в России, и его промышленное освоение предполагают строительство вахтового поселка на 6 тысяч человек и поселка городского типа на 25 тысяч человек, что неминуемо приведет к расширению экспансии на природу стихийного туризма и, в первую очередь, в сторону расположенного рядом озера Большое Токко. Создание национального парка и выделение в его составе рекреационных зон позволят осуществлять контроль за этим процессом и минимизировать конфликтные ситуации.
В состав территории национального парка включаются земли лесного фонда площадью 266 466,7273 гектара и земли, категория которых не определена, площадью 22 010,3815 гектара. Земли лесного фонда после создания национального парка в установленном порядке будут переведены в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Создание национального парка не нанесет ущерба экономике региона и страны в целом, будет способствовать созданию новых рабочих мест, а также развитию познавательного и экологического туризма.
Создание национального парка поддержано Правительством Республики Саха (Якутия).
Создание и функционирование национального парка будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на функционирование и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального значения в рамках федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 25 апреля 2019 г. N 2 (п. 4 раздела 1) в подсистеме управления национальными проектами ГИИС "Электронный бюджет".
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Предлагаемые решения относятся к сфере реализации Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.