Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
(подготовлен Минэнерго России 16.09.2022 г.)
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2011, N 23, ст. 3263; N 50, ст. 7359; 2012, N 53, ст. 7616, 7643; 2013, N 19, ст. 2330; 2014, N 42, ст. 5615; N 49, ст. 6913; 2015, N 48, ст. 6723; 2016, N 18, ст. 2508; 2017, N 31, ст. 4828; 2018, N 30, ст. 4555; 2020, N 12, ст. 1649, N 14, ст. 2014; N 46, ст. 7205; 2021, N 24, ст. 4188; 2022, N 1, ст. 7, N 18, ст. 3013) следующие изменения:
1) В статье 4:
1.1) часть 1 дополнить пунктом 15.6 следующего содержания:
"15.6) установление критериев надежности теплоснабжения потребителей с учетом климатических условий;"
1.2) в части 2 статьи 4:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) утверждение правил готовности к отопительному периоду и порядка проведения оценки готовности к отопительному периоду;";
б) пункт 11 после слов "единой теплоснабжающей организации" дополнить словами ", а также утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения";
в) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13) утверждение порядка осуществления мониторинга разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселений, городских округов и городов федерального значения;";
г) дополнить пунктом 13.1 следующего содержания:
"13.1) осуществление мониторинга разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселений, городских округов и городов федерального значения;";
2) пункт 7.1 части 2 статьи 5 признать утратившим силу;
3) в части 1 статьи 6:
а) пункт 4 части 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"4) обеспечение готовности к отопительному периоду муниципальных образований, в том числе выполнение требований, установленных правилами готовности к отопительному периоду, и проведение оценки готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду в соответствии с порядком проведения оценки готовности к отопительному периоду;";
б) пункт 6 после слов "единой теплоснабжающей организации" дополнить словами ", за исключением схем теплоснабжения поселений, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения";
в) пункт 9.1 после слов "пятьсот тысяч человек и более" дополнить словами ", а также поселения, городского округа, отнесенного к ценовой зоне теплоснабжения";
4) статью 20 изложить в следующей редакции:
"Статья 20. Готовность к отопительному периоду
1. Готовность к отопительному периоду должна быть обеспечена:
1) муниципальными образованиями;
2) теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями;
3) потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
2. Готовность к отопительному периоду обеспечивается лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, путем соблюдения обязательных требований, содержащихся в правилах готовности к отопительному периоду.
3. Проведение оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проведение оценки готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договор теплоснабжения. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Проведение оценки готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 3 настоящей статьи, в соответствии с порядком проведения оценки готовности к отопительному периоду, который в том числе содержит формы оценочных листов готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии и муниципальных образований, а также критерии категорий потребителей тепловой энергии, подлежащих оценке готовности к отопительному периоду.";
5) в статье 23:
а) часть 3 дополнить пунктами 7.2 и 7.3 следующего содержания:
"7.2) оценку надежности теплоснабжения и предложения, обеспечивающие повышение надежности теплоснабжения;
7.3) мероприятия по резервированию систем теплоснабжения;";
б) пункт 1 части 5 изложить в следующей редакции:
"1) резервирование систем теплоснабжения;".
6) статью 23.2 дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. В целях обеспечения надежности и бесперебойной работы систем теплоснабжения не допускается ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии, проектной документацией на строительство которых не предусмотрено создание резервного топливного хозяйства или выход которого из строя не предусматривает резервирование потребителей тепловой энергии за счет иных источников тепловой энергии.
При проектировании, эксплуатации объектов теплоснабжения теплоснабжающие организации, теплосетевые организации обязаны обеспечить надежность теплоснабжения в соответствии с критериями надежности теплоснабжения потребителей с учетом климатических условий."
7) в статье 23 13:
а) в части 3 первое предложение изложить в следующей редакции:
"В поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, схема теплоснабжения соответствующего поселения, городского округа рассматривается и направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, на утверждение схемы теплоснабжения, органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
б) часть 9 исключить.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.
Президент |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" (далее - законопроект) разработан в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам прохождения осенне-зимнего отопительного периода 29.12.2021 N Пр-325.
Предлагаемые изменения направлены на повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения, обеспечение готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии.
Законопроектом предлагается:
закрепить полномочие по установлению критериев надежности теплоснабжения потребителей с учетом климатических условий за Правительством Российской Федерации;
перераспределить между органами федерального органа исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочие по мониторингу разработки и утверждения теплоснабжения поселений, городов и городов федерального значения;
закрепить полномочие по оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор;
уточнить полномочие органов местного самоуправления в части обеспечения готовности к отопительному периоду и проведения оценки готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии к отопительному периоду;
предусмотреть обязанность быть готовыми к отопительному периоду для муниципальных образований, теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения;
утонить содержание правил готовности к отопительному периоду и порядка проведения готовности к отопительному периоду;
уточнить содержание схем теплоснабжения в части наличия в них оценки надежности теплоснабжения и предложений, обеспечивающих повышение надежности теплоснабжения, мероприятий по резервированию систем теплоснабжения;
закрепить обязанность теплоснабжающих и теплосетевых организаций обеспечить надежность теплоснабжения в соответствии с критериями надежности теплоснабжения потребителей с учетом климатических условий.
Исходя из проведенного анализа схем теплоснабжений только в 32% схем теплоснабжения выполнена оценка надежности теплоснабжения и запланированы мероприятия, направленные на повышение надежности теплоснабжения, в соответствии с пунктами 73 и 74 требований к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154. В связи с этим мероприятия, необходимые для повышения надежности теплоснабжения, в схемах теплоснабжения не содержатся и, соответственно, не реализуются.
При этом необходимо отметить, что число аварий на источниках тепловой энергии, в паровых и тепловых сетях на территории Российской Федерации не снижается и за 2020 год составляет 4411 случаев. При этом число пострадавших людей составляет 1673,7 тыс. человек.
Кроме того, законопроектом предусматривается утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. По мнению Минэнерго России, предлагаемая норма повысит качество разрабатываемых схем теплоснабжения отдельных поселений, городских округов, а также позволит принимать более обоснованные инвестиционные решения по развитию системы теплоснабжения такого поселения, городского округа.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет возникновения негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте присутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля и привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению и принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" потребует внесение корректирующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
Соответствующие проекты постановления Правительства Российской Федерации будут разработаны и в установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации в течение 6 месяцев с даты принятия законопроекта.
Также принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" потребует внесение изменений в приказ Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду", признание утратившим силу приказ Минстроя России от 21.03.2014 N 111/пр "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек", а также разработку и утверждение приказа Минэнерго России "Об утверждении порядка осуществления мониторинга разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселений, городских округов и городов федерального значения".
Соответствующие проекты приказов будут разработаны и утверждены в течение 6 месяцев с даты принятия законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.