Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 03.10.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", положения которого, в том числе предусматривают увеличение с трех до четырех лет возраста ребенка, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения либо следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы.
Разработка законопроекта предусмотрена пунктом 134 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 N 3994-р.
В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 N 1138-р, предусмотрен комплекс мер, направленных на совершенствование особенностей содержания женщин с детьми в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе в части увеличения возраста ребенка, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения.
По состоянию на 01.01.2022 численность женщин, содержащихся в исправительных учреждениях, составляет 22 622 чел. (01.01.2021 - 24 140 чел., 01.01.2020 - 26 808 чел.), из них осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести 1529 чел. (01.01.2021 - 1381 чел., 01.01.2020 - 917 чел.).
При этом численность осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, находящихся в доме ребенка исправительного учреждения, на 01.01.2022 составляет 6 чел. (01.01.2021 - 8 чел., 01.01.2020 - 13 чел).
Несовершеннолетние осужденные за совершение преступлений небольшой тяжести женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, находящихся в доме ребенка исправительного учреждения, по состоянию на 01.01.2022, 01.01.2021, 01.01.2020 в исправительных учреждениях не содержались.
Приведенные статистические данные свидетельствуют об увеличении количества рассматриваемой категории осужденных женщин.
Вместе с тем пребывание детей в доме ребенка исправительного учреждения может негативно сказаться на их психоэмоциональном состоянии и физическом развитии.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в статьи 79 "Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания", 80 "Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания" и 93 "Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте" Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрев возможность применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким его видом для осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести женщин, имеющих детей в возрасте до четырех лет, находящихся в доме ребенка исправительного учреждения.
Предлагаемые изменения создадут более широкие возможности для соблюдения прав материнства и детства, будут способствовать сохранению родственных связей отбывающих наказание в виде лишения свободы осужденных женщин, а также снижению числа женщин, содержащихся в местах лишения свободы совместно с детьми.
Кроме того, принятие законопроекта будет способствовать гуманизации уголовного законодательства Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует увеличения штатной численности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.