Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
(подготовлен Минюстом России 03.10.2022 г.)
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - законопроект) предусмотрена пунктом 124 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 N 3994-р.
Законопроект направлен на гуманизацию уголовно-исполнительной политики и реализацию положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 N 1138-р.
Согласно части первой статьи 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля.
Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть третья статьи 83 УИК РФ).
Между тем орган, уполномоченный на установление вышеуказанных перечня и порядка, законодательством Российской Федерации не установлен.
В соответствии со статьями 60 и 60.19 УИК РФ перечни технических средств контроля и надзора в отношении осужденных к ограничению свободы и принудительным работам определяются Правительством Российской Федерации, а порядок их применения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В связи с этим законопроектом предлагается установить идентичную норму для осужденных к лишению свободы путем внесения соответствующих изменений в статью 83 УИК РФ.
Аналогичные изменения предлагается предусмотреть в Федеральном законе от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
В настоящее время технические средства надзора и контроля (стационарные видеокамеры, переносные видеорегистраторы, металлообнаружители, радиостанции и др.) имеются (используются) в учреждениях УИС и изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в связи с чем реализация предлагаемых изменений будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России и МВД России на соответствующие расходы.
Статьей 38 Федерального закона N 103-ФЗ предусматривается применение к подозреваемым и обвиняемым мер взысканий.
В первом полугодии 2022 года к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах УИС и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, были применены меры взыскания в виде выговора 46 270 раз (в 2019 г. - 303 094, в 2020 г. - 316 174, в 2021 г. - 132 107), в виде водворения в карцер - 6 956 раз (в 2019 г. - 33 764, в 2020 г. - 33 049, в 2021 г. - 15 673).
Вместе с тем Федеральным законом N 103-ФЗ не установлены основания снятия взыскания, наложенного на подозреваемого или обвиняемого. При этом суды, рассматривая вопрос об условно-досрочном освобождении осужденного или о замене ему неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, учитывают в том числе имеющиеся у него взыскания, наложенные в период содержания под стражей, которые могут послужить основанием для отказа в положительном решении указанного вопроса.
Так, по данным ФСИН России, в 2019, 2020 и 2021 годах приняты соответственно 7 946, 7 612 и 7 151 судебных решений об отказе в условно-досрочном освобождении осужденных и соответственно 8 290, 7 986 и 8 254 судебных решений об отказе в замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом наличия у них взысканий в период содержания под стражей.
Таким образом, наложенные в период содержания под стражей взыскания, включая отбытые (такие как водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте), сохраняются в личном деле осужденного после направления в исправительное учреждение и негативно сказываются на его дальнейшей характеристике.
В целях устранения данного пробела предлагается внести изменения в Федеральный закон N 103-ФЗ, предусматривающие сроки и условия снятия взыскания, наложенного на подозреваемого или обвиняемого.
Также законопроектом предусматривается, что если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания подозреваемый или обвиняемый не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания.
Кроме того, законопроектом конкретизируется реализация полномочий соответствующих должностных лиц при применении мер поощрения и взыскания.
Для стимулирования социально полезного поведения подозреваемых и обвиняемых законопроектом вводится мера поощрения в виде благодарности.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена процедура, в соответствии с которой осужденный перестает являться злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (далее - злостный нарушитель), в связи с чем осужденный, признанный злостным нарушителем, остается таковым до конца срока наказания. Данное обстоятельство приводит к нарушению его законных прав и интересов, ключевых принципов уголовно-исполнительного законодательства в части дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.
По данным ФСИН России, в первом полугодии 2022 г. количество осужденных, совершивших злостные нарушения, составило 6 734 чел. (в 2019 г. - 15 917 чел., в 2020 г. - 16 239 чел., в 2021 г. - 15 556 чел.).
В редакции законопроекта осужденный, признанный злостным нарушителем, перестает являться таковым, если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания он не будет подвергнут новому взысканию либо к нему применено в качестве меры поощрения досрочное снятие ранее наложенного взыскания.
Кроме того, в целях развития сотрудничества ФСИН России с институтами гражданского общества законопроектом предлагается участие дисциплинарных комиссий исправительных учреждений в решении вопросов о применении к осужденным мер взыскания, о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, а также закрепление порядка создания указанных комиссий.
Статьей 60.15 УИК РФ регламентировано, что признание осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания данного вида наказания при совершении злостного нарушения осуществляется начальником исправительного центра по представлению дисциплинарной комиссии исправительного центра, типовое положение о которой утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Аналогичную норму предлагается закрепить на законодательном уровне в отношении осужденных к лишению свободы.
В настоящее время статьей 87 УИК РФ определено, что комиссионно рассматриваются вопросы перевода осужденных к лишению свободы из одних условий отбывания наказания в другие.
Учитывая, что фактически соответствующие комиссии рассматривают в том числе вопросы, связанные, с применением мер взысканий к указанной категории осужденных, представляется целесообразным урегулировать такие полномочия законодательно.
Законопроектом также предлагается увеличить с трех до четырех лет возраст ребенка, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения либо следственном изоляторе УИС.
В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства.
Согласно части первой статьи 30 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет.
В соответствии с положениями статьи 100 УИК РФ осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, с согласия осужденных женщин их дети могут быть переданы родственникам или по решению органов опеки и попечительства иным лицам либо по достижении детьми трехлетнего возраста направлены в соответствующие детские учреждения.
Вместе с тем дальнейшее пребывание ребенка без матери может негативно сказаться как на психоэмоциональном состоянии ребенка, так и женщины.
Увеличение возраста ребенка будет способствовать сохранению родственных связей отбывающих наказание в виде лишения свободы осужденных женщин, а также женщин, содержащихся в следственных изоляторах УИС совместно с детьми.
Кроме того, нахождение ребенка с матерью во время отбывания назначенного судом наказания стимулирует женщину к формированию в дальнейшем законопослушного поведения и обязанности по воспитанию ребенка, способствует дальнейшей ресоциализации после освобождения из мест лишения свободы. Увеличение времени нахождения детей осужденных в домах ребенка исправительных учреждениях является важным стимулирующим фактором стремления к исправлению.
По состоянию на август 2022 г. в следственных изоляторах УИС вместе с матерями находилось 93 ребенка (в 2021 г. - 123, в 2020 г. - 110, в 2019 г. - 121), а в домах ребенка исправительных учреждений среднегодовая численность детей за указанный период составляла 331 (в 2021 г. - 325, в 2020 г. - 396, в 2019 г. - 464).
Лимит наполнения домов ребенка исправительных учреждений составляет 873 места.
Прогноз увеличения количества детей в случае увеличения возраста ребенка с трех до четырех лет:
в домах ребенка исправительных учреждений будет составлять порядка 454 детей;
в следственных изоляторах УИС останется на уровне 2019 - 2021 годов.
Согласно статье 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных (часть первая).
Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия, могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (часть вторая).
Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, помимо указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается статьями 121, 123, 125, 131 и 133 УИК РФ (часть третья).
На основании части четвертой статьи 99 УИК РФ Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Статьей 107 УИК РФ предусмотрено, что из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 УИК РФ.
Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Таким образом, осужденный к лишению свободы может распоряжаться имеющимися денежными средствами на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости после всех произведенных с него в соответствии с законодательством удержаний.
В целях улучшения условий содержания осужденных в учреждениях УИС законопроектом предлагается увеличение денежных средств для приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости предусмотрено в размере, эквивалентном уровню инфляции за период с 2016 по 2021 годы. Сведения относительно уровня инфляции опубликованы на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.
Законопроектом предполагается внесение корреспондирующих изменений в ведомственные акты Минюста России, в связи с чем предусмотрен особый порядок вступления в силу соответствующего Федерального закона.
Реализация положений законопроекта будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание УИС, и не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также увеличения штатной численности работников УИС.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.