Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(подготовлен Минэкономразвития России 11.10.2022 г.)
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Статья 1
Внести в статью 21 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755) следующие изменения:
1) дополнить частями 3.1 - 3.4 следующего содержания:
"3.1. Заявление о предоставлении предварительного разрешения органа опеки и попечительства может быть подано опекуном или попечителем (далее - заявитель) в орган опеки в попечительства одним из следующих способов:
1) посредством единого портала государственных и муниципальных услуг;
2) путем личного обращения в орган опеки и попечительства;
3) посредством обращения в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в случае заключения соглашения о взаимодействии между органом опеки и попечительства и многофункциональным центром.
3.2. При обращении в орган опеки и попечительства способом, указанным в пункте 1 части 3.1 настоящей статьи, предварительное разрешение органа опеки и попечительства или отказ в выдаче такого разрешения направляется заявителю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа опеки и попечительства, в личный кабинет заявителя на едином портале государственных и муниципальных услуг.
3.3. При обращении в орган опеки и попечительства способами, указанными в пунктах 2 и 3 части 3.1 настоящей статьи, заявитель вправе выбрать способ направления ему предварительного разрешения органа опеки и попечительства или отказа в выдаче такого разрешения в форме документа на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр в случае заключения соглашения о взаимодействии между органом опеки и попечительства и многофункциональным центром) либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа опеки и попечительства, в личный кабинет заявителя на едином портале государственных и муниципальных услуг.
3.4. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства или отказ в выдаче такого разрешения предоставляется в иные органы и организации с согласия заявителя в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
2) в части 5 слова "частью 3" заменить словами "частями 3 - 3.4".
Статья 2
Статью 77 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст. 3400; 2002, N 7, ст. 629; 2005, N 1, ст. 42; 2007, N 50, ст. 6237; 2011, N 27, ст. 3879; N 50, ст. 7347) дополнить частями 3.1 - 3.4 следующего содержания:
"3.1. Заявление о предоставлении согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), может быть подано собственником данного жилого помещения (далее - заявитель) в органы опеки и попечительства одним из следующих способов:
1) посредством единого портала государственных и муниципальных услуг;
2) путем личного обращения в органы опеки и попечительства;
3) посредством обращения в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в случае заключения соглашения о взаимодействии между органом опеки и попечительства и многофункциональным центром.
3.2. При обращении в органы опеки и попечительства способом, указанным в пункте 1 части 3.1 настоящей статьи, согласие на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают указанные лица, или мотивированное решение об отказе в таком согласии направляется заявителю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа опеки и попечительства, в личный кабинет заявителя на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
3.3. При обращении в органы опеки и попечительства способами, указанными в пунктах 2 и 3 части 3.1 настоящей статьи, заявитель вправе выбрать способ направления ему согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), или мотивированное решение об отказе в таком согласии в форме документа на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр в случае заключения соглашения о взаимодействии между органом опеки и попечительства и многофункциональным центром) либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа опеки и попечительства, в личный кабинет заявителя на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
3.4. Согласие органов опеки и попечительства на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), или мотивированное решение об отказе в таком согласии предоставляется в иные органы и организации с согласия заявителя в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.
Президент |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 5 раздела II плана мероприятий ("дорожной карты") по достижению национальной цели по улучшению жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно в части снижения уровня процентной ставки по ипотечным кредитам, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М. Ш. Хуснуллина 27 декабря 2021 г. N 14473п-П49 (далее - План).
В соответствии с вышеуказанным пунктом Плана необходимо обеспечить информационное взаимодействие кредитных организаций с органами опеки и попечительства полностью в электронном формате с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия для получения согласия на совершение сделок с недвижимым имуществом несовершеннолетних.
В целях комплексного обеспечения информационного взаимодействия кредитных организаций с органами опеки и попечительства полностью в электронном формате законопроектом определен порядок получения в электронной форме предварительного разрешения на совершение сделок с недвижимым имуществом несовершеннолетних (далее - предварительное разрешение) путем внесения изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", а также согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства) (далее - согласие на отчуждение жилого помещения) посредством дополнения статьи 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Законопроектом предложено дополнить перечень способов обращения гражданами в органы опеки и попечительства с целью получения предварительного разрешения и согласия на отчуждение жилого помещения. Помимо личного обращения в органы опеки и попечительства устанавливается возможность обращения в указанные органы посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в случае заключения соглашения о взаимодействии между органами опеки и попечительства и многофункциональным центром, а также посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" путем заполнения заявителем в его личном кабинете электронной формы заявления с подписанием его простой электронной подписью.
Предварительное разрешение и согласие на отчуждение жилого помещения или отказ в выдаче указанных документов выдаются органами опеки и попечительства лично заявителю (опекуну, попечителю или собственнику жилого помещения, в котором проживают его несовершеннолетние члены семьи, оставшиеся без родительского попечения (о чем известно органу опеки и попечительства) в форме документа на бумажном носителе, либо направляется заявителю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа опеки и попечительства, через многофункциональный центр в случае заключения соглашения о взаимодействии между органом опеки и попечительства и многофункциональным центром или единый портал государственных и муниципальных услуг.
При наличии согласия заявителя предварительное разрешение, согласие на отчуждение жилого помещения или отказ в выдаче таких документов предоставляются в иные органы и организации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).
Законопроект содержит общую норму о предоставлении иным органам и организациям, в том числе кредитным, предоставляющим ипотечные жилищные кредиты (займы) гражданам, права участвовать в СМЭВ с целью получения указанных документов органов опеки и попечительства в электронном формате.
Вместе с тем законопроект устанавливает возможность электронного взаимодействия граждан, органов опеки и попечительства и кредитных организаций в целях упрощения и ускорения получения соответствующей государственной (муниципальной) услуги.
Реализация включенных в законопроект норм позволит улучшить взаимодействие между органами опеки и попечительства, гражданами, осуществляющими права и обязанности опекунов и попечителей, заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления, кредитными и иными организациями.
Реализация законопроекта не повлечет негативных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не содержит обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация предлагаемых норм не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 77 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация деятельности многофункциональных центров в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Проектируемую законопроектом цифровизацию полномочий предлагается осуществлять за счет и в пределах имеющейся штатной численности и предусмотренных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
В связи с необходимостью доработки региональных информационных систем в соответствии с проектируемыми изменениями, проектом федерального закона определен особый порядок вступления его в силу - по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке(залоге недвижимости)"
Принятие проекта федерального закона федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Распоряжение
от ______________ 2022 г. N ____
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об ипотеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
2. Назначить заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Колесникова Максима Андреевича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об ипотеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.