Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минвостокразвития России 11.10.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 54 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р.
Целью законопроекта является совершенствование механизма предоставления налоговых льгот резидентам преференциальных режимов Дальнего Востока и Арктики.
Законопроект содержит следующие основные положения.
1. Законопроектом исключается применение суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг, установленных пунктом 3 статьи 105 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс),в отношении организаций, получивших статус резидента территории опережающего развития (далее - резиденты ТОР), статус резидента свободного порта Владивосток (далее - резиденты СПВ), статус резидента Арктической зоны Российской Федерации (далее - резиденты АЗРФ). Применение резидентами ТОР, СПВ, АЗРФ налогового мониторинга будет способствовать сокращению трудовых и материальных затрат, связанных с представлением документов в рамках мероприятий налогового контроля.
2. Подпунктами 3 и 4 пункта 2 статьи 176.1 Кодекса предусмотрен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость для резидентов ТОР и СПВ, согласно которому возмещение налога производится на основании договора поручительства, заключаемого резидентами с управляющей компанией, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации" и Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" (далее - управляющая компания).
Указанные положения статьи 176.1 Кодекса не получили практического применения, поскольку управляющая компания не имеет возможности предоставлять поручительства при отсутствии бюджетного финансирования на обеспечение поручительств. Вместе с тем, сохранение в Кодексе положений о предоставлении поручительств влечет предъявление требований к управляющей компании со стороны резидентов ТОР и СПВ о выдаче таких поручительств.
В этой связи законопроектом предлагается исключить из статьи 176.1 Кодекса положения, касающиеся представления поручительств управляющей компании в целях применения заявительного порядка возмещения НДС резидентами ТОР и СПВ.
3. Законопроект предусматривает освобождение управляющей компании и ее дочерних обществ от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, суды общей юрисдикции, к мировым судьям.
Деятельность управляющей компании и его дочерних обществ осуществляется за счет субсидии, выделяемой из федерального бюджета, соответственно, уплата управляющей компанией государственных пошлин фактически осуществляется за счет средств федерального бюджета. Принятие указанных изменений будет способствовать сокращению расходов федерального бюджета.
4. Законопроектом вносятся изменения в статью 284.4 Кодекса, устанавливающие возможность применения резидентами АЗРФ, осуществляющими деятельность по добыче полезных ископаемых, пониженных ставок налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации проектов не связанных с добычей полезных ископаемых.
5. В настоящее время в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате страховых взносов, возникающих у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Арктической зоны Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 1338, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся резидентам АЗРФ, за счет средств федерального бюджета возмещается 75 процентов расходов на уплату страховых взносов, подлежащих уплате в отношении наемных работников.
Практика применения механизма возмещения расходов на уплату страховых взносов, понесенных резидентами АЗРФ, выявила следующие недостатки данного механизма:
1) существенная административная нагрузка на резидентов АЗРФ (необходимость ежемесячно (ежеквартально) представлять значительный объем отчетности и первичных документов);
2) высокие финансовые издержки резидентов АЗРФ (общий ежегодный объем издержек резидентов АЗРФ на подготовку отчетности и первичной документации оценивается в размере более 220 млн. рублей);
3) существенные издержки управляющей компании на администрирование механизма субсидирования расходов на уплату страховых взносов (ежегодно превышают 15 млн. рублей);
4) невозможность точного долгосрочного прогнозирования размера требуемой субсидии на обеспечение механизма возмещения расходов.
В целях повышения эффективности предоставления преференций по уплате страховых взносов, увеличения скорости администрирования преференций по страховым взносам и снижения расходов резидентов АЗРФ законопроектом предлагается установить для резидентов АЗРФ пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процентов.
Следует отметить, что аналогичная мера поддержки уже предоставляется резидентам других преференциальных режимов (резидентам ТОР, резидентам СПВ, резидентам Особой экономической зоны в Калининградской области, участникам свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь).
Принятие законопроекта не повлечет возникновение дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Реализация норм, предусмотренных законопроектом, будет способствовать увеличению инвестиционной активности на территории Дальнего Востока и Арктики.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей государственных программ "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.