Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения)"
(подготовлен Минюстом России 14.10.2022 г.)
Во исполнение пункта 118 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 N 3994-р, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения)" (далее - проект федерального закона, законопроект соответственно).
Проект федерального закона направлен на совершенствование деятельности по правовому просвещению и оказанию бесплатной юридической помощи гражданам.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 324-ФЗ) предусматривается возможность получения гражданами бесплатной юридической помощи в государственной и негосударственной системах бесплатной юридической помощи.
Согласно статьям 15 и 22 Федерального закона N 324-ФЗ основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются государственные юридические бюро, адвокаты, негосударственной системы - юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
Одним из основных вопросов организации оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации является определение основных участников государственной системы бесплатной юридической помощи, принятие решения о создании государственного юридического бюро и (или) привлечении адвокатов.
В настоящее время из 89 субъектов Российской Федерации в 51 регионе бесплатную юридическую помощь оказывают только адвокаты, в 8 субъектах Российской Федерации - только государственные юридические бюро, в 28 субъектах Российской Федерации задействованы и государственные юридические бюро, и адвокаты (смешанная модель). В 4 субъектах Российской Федерации решается вопрос о выборе модели.
Согласно данным проведенного Минюстом России мониторинга реализации Федерального закона N 324-ФЗ в настоящее время право на получение бесплатной юридической помощи имеют 30305332 человека, получили ее в первом полугодии 2022 года в 205621 случае, из них помощь оказана государственными юридическими бюро в 78108 случаях, адвокатами - в 66989 случаях, негосударственными центрами оказания бесплатной юридической помощи - в 42032 случаях, юридическими клиниками - в 18492 случаях.
Проведенный мониторинг показал, что наиболее эффективно система работает в тех регионах, где созданы государственные юридические бюро, именно ими обеспечивается надлежащий уровень оказания гражданам бесплатной юридической помощи. Государственные юридические бюро ведут активную работу по оказанию бесплатной юридической помощи, а наряду с этим осуществляют деятельность по правовому информированию и просвещению граждан и в целом обладают высокой степенью доверия со стороны населения. Регионы, в которых созданы государственные юридические бюро, имеют более высокие количественные показатели оказания бесплатной юридической помощи по сравнению с регионами, где оказание такой помощи обеспечивают адвокаты.
При том, что они осуществляют деятельность только в 32 субъектах Российской Федерации, на них приходится около 50% всего объема правовой помощи. Количество оказанной в 2021 году и в первом полугодии 2022 года сотрудниками бюро помощи гражданам составило 226158 из 563209 случаев. Важными преимуществами создания государственных юридических бюро являются:
понятная для граждан структура оказания бесплатной юридической помощи;
единая информационная система оказания бесплатной юридической помощи;
создание сети пунктов оказания бесплатной юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации;
подконтрольная органам государственной власти субъектов Российской Федерации система организации оказания бесплатной юридической помощи с точки зрения управленческих, финансовых и организационно-правовых решений.
Наличие государственных юридических бюро, имеющих в штате профессиональных юристов, оснащенных необходимой инфраструктурой, будет способствовать увеличению числа граждан, обеспеченных бесплатной юридической помощью, позволит в полной мере предоставлять им конституционные гарантии.
На состоявшемся 13.05.2021 у Президента Российской Федерации В.В. Путина совещании с постоянными членами Правительства Российской Федерации поддержано предложение Министерства юстиции Российской Федерации о создании во всех субъектах Российской Федерации государственных юридических бюро как основных участников и координаторов работы по оказанию бесплатной юридической помощи.
Указанное предложение поддержано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным также 20.09.2022 в ходе рабочего совещания с Министром юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко.
В связи с этим законопроект предусматривает обязательное создание в каждом субъекте Российской Федерации государственного юридического бюро до 01.01.2024.
Учитывая изложенное, законопроектом предусматривается вступление в действие федерального закона со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для вступления в силу которых установлены иные сроки.
В целях обеспечения большей доступности оказание бесплатной юридической помощи планируется осуществлять с применением информационных систем и электронных сервисов.
Помимо этого, в соответствии с рекомендациями и предложениями Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по повышению эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина, содержащимися в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год, Правительству Российской Федерации предлагается рассмотреть вопрос о включении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в число участников государственной системы бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 15 Федерального закона N 324-ФЗ.
В связи с этим проектом федерального закона предлагается включить в список участников государственной системы бесплатной юридической помощи Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Также законопроектом структурируются и расширяются полномочия Минюста России, в том числе по внесению в Правительство Российской Федерации предложений по предоставлению и распределению субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на создание и обеспечение деятельности государственных юридических бюро в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения государственных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.
Законопроектом исключается положение о возможности оказания бесплатной юридической помощи в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах, поскольку исчерпывающий перечень видов оказания бесплатной юридической помощи установлен частью 1 статьи 6 Федерального закона N 324-ФЗ.
Предлагаемые законопроектом изменения, вносимые в Федеральный закон N 324-ФЗ, приведут к увеличению случаев оказания гражданам бесплатной юридической помощи и позволят обеспечить повышение ее доступности, что повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Юстиция", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 312.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.