Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
(подготовлен Минприроды России 02.11.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (далее - законопроект) разработан во исполнение абзацев 3 и 5 подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с модераторами ключевых сессий Восточного экономического форума 16.10.2021 N Пр-1969 (далее - Поручение N Пр-1969) и направлен на совершенствование регулирования вопросов, связанных с осуществлением геологического изучения недр и переходом права пользования недрами.
Законопроектом предлагается в первую очередь установить возможность перехода права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением участков недр федерального значения, участков недр местного значения).
Поскольку целью упрощения перехода права пользования недрами по лицензиям на геологическое изучение недр является повышение эффективности и ускорение вовлечения в освоение выявляемых перспективных объектов законопроектом предлагается ввести следующие механизмы перехода права пользования недрами по данным лицензиям:
механизм распространяется исключительно на лицензии на геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (для целей стимулирования деятельности юниорных компаний), за исключением участков недр федерального значения, на что указано в Поручении N Пр-1969;
условием переоформления лицензии является передача утвержденной в установленном порядке проектной документации на геологическое изучение недр и полученной геологической информации о недрах (данное ограничение направлено на предотвращение первоначального приобретения лицензий на геологическое изучение недр исключительно для последующей перепродажи);
претендентом на переоформление лицензии может быть пользователь недр, у которого в течение двух лет, предшествовавших передаче права, отсутствовали нарушения условий пользования недрами по лицензиям на пользование недрами или которые обеспечили устранение таких нарушений.
Согласно данным федеральной государственной информационной системы "Автоматизированная система лицензирования недропользования" в период за 2019 г. по лицензиям на геологическое изучение недр были переоформлены 38 лицензий на пользование недрами, в 2020 г. количество таких лицензий возросло до 130, в свою очередь за 2021 количество переоформлений составило 190 лицензий.
При этом по итогам Восточного экономического форума ожидается, что запрос от бизнеса на оживление рынка инвестиций в отрасль геологического изучения недр будет оставаться высоким.
Законопроектом также предлагается введение механизмов проведения юридическими лицами работ по региональному геологическому изучению недр.
В настоящее время соответствующее основание предоставления права пользования недрами в Законе Российской Федерации "О недрах" отсутствует. Законопроектом вводится указанное основание в пункт 4 части первой статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
Указанное право предлагается предоставлять действующим компаниям недропользователям, имеющим опыт в сфере геологического изучения недр. Данная мера предлагается для целей обеспечения рационального использования и охраны недр, обеспечения выполнения работ компаниями, имеющими достаточные финансы и опыт работы в сфере недропользования и геологического изучения недр.
В свою очередь, Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р, привлечение внебюджетных источников для финансирования региональных геологоразведочных работ является одним из приоритетных направлений экономического развития отрасли.
Законопроектом предлагается регламентировать порядок проведения регионального геологического изучения недр с точки зрения требований к рациональному использованию и охране недр в соответствии с правилами, принятие которых возлагается на Минприроды России.
Соблюдение требований, установленных законопроектом, будет оцениваться в рамках проведения государственного геологического контроля (надзора).
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29.05.2014), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект вступает в силу по истечению 180 дней после дня его официального опубликования в связи с необходимостью подготовки подзаконного нормативного правового регулирования в реализацию законопроекта.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки: статья 1 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - установление полномочия Минприроды России на разработку нормативного правового акта по установлению порядка предоставления права пользования участками недр для регионального геологического изучения недр на участке недр, включенном в перечень участков недр для регионального геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения, а также полномочия Роснедр на предоставление права пользования участками недр для целей регионального геологического изучения недр.
Сроки подготовки: не позднее 180 дней с даты принятия законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России; соисполнители - Роснедра.
2. Приказ Минприроды России "Об утверждении Порядка предоставления права пользования участками недр для регионального геологического изучения недр на участке недр, включенном в перечень участков недр для регионального геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения".
Обоснование необходимости подготовки: статья 1 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - установление порядка рассмотрения заявок на предоставление права пользования недрами для регионального геологического изучения недр на участке недр, включенном в перечень участков недр для регионального геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения.
Сроки подготовки: не позднее 180 дней с даты принятия законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России; соисполнители - Роснедра.
3. Приказ Минприроды России "О внесении изменений в приказ Минприроды России и Роснедр N807/22 от 28.10.2021 "Об утверждении порядка подготовки перечней участков недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) для геологического изучения недр, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, или для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых".
Обоснование необходимости подготовки: статья 1 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - установление механизма включения в перечни участков недр объектов для целей предоставления их в пользование для регионального геологического изучения недр.
Сроки подготовки: не позднее 180 дней с даты принятия законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России; соисполнители - Роснедра.
4. Приказ Минприроды России "О внесении изменений в приказ Минприроды России и Роснедр N 751/10 от 14.10.2021 "Об утверждении порядка переоформления лицензий на пользование недрами".
Обоснование необходимости подготовки: статья 1 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - установление механизма переоформления лицензий на геологическое изучение недр, включающих поиски и оценку месторождений полезных ископаемых.
Сроки подготовки: не позднее 180 дней с даты принятия законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России; соисполнители - Роснедра.
5. Приказ Минприроды России "О внесении изменений в приказ Минприроды России и Роснедр N802/20 от 28.10.2021 "Об утверждении порядка предоставления права пользования участками недр для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, на участке недр, не включенном в перечень участков недр для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения".
Обоснование необходимости подготовки: статья 1 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - установление преимущественного права компаний - недропользователей, проводивших региональное геологическое изучение недр, на получение участка недр по "заявительному принципу" с целью дальнейшего проведения работ по геологическому изучению недр.
Сроки подготовки: не позднее 180 дней с даты принятия законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России; соисполнители - Роснедра.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования правового регулирования геологического изучения недр" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не регламентирует вопросы, указанные в части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Реализация федерального закона осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных данными органами в федеральном бюджете на руководство и управления в сфере установленных функций.
В то же время реализация законопроекта положительно повлияет на инвестиционный климат в отрасли и позволит привлечь в геологоразведку частный капитал, с одной стороны, а с другой стороны упростит порядок переоформления указанных лицензий, что простимулирует инвестиции в данную отрасль.
Так, в настоящее время Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года закреплено, что формирование минерально-сырьевой базы действующих и перспективных минерально-сырьевых центров должно создавать стимулы для развития геолого-разведочного и добычного производств с использованием различных механизмов государственного и частного финансирования, специальных налоговых и регуляторных режимов. Для развития новых промышленных территорий предусматривается поддержка проведения геолого-разведочных работ ранних стадий за счет средств федерального бюджета и создания особого налогового режима для привлечения частных инвестиций. В целях интенсификации изучения и рационального освоения минерально-сырьевой базы в районах со сложными климатическими условиями и неразвитой инфраструктурой предусматривается расширение применения механизмов государственно-частного партнерства.
С возникновением "заявительного принципа" в соответствии с приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583, в настоящее время уже выстроилась система привлечения частных инвестиций в геологоразведочную отрасль в отношении работ поисково-оценочной стадии. Так, инвестиционная стоимость проектов геологического изучения недр, осуществляемого по "заявительному принципу" ежегодно возрастает. В 2015 году указанная стоимость составляла - 9,1 млрд. руб., в 2016 году - 17,8 млрд. руб., в 2017 году - 25,5 млрд. руб., в 2018 году - 23,3 млрд. руб., в 2019 году - 38,8 млрд. руб., в 2020 году - 65 млрд. руб., за 2021 год - 83 млрд. руб., за 2 месяца 2022 года - более 9 млрд. руб. При этом, такое увеличение является результатом роста количества лицензий и проектных документов, а не удорожания проектных работ.
Таким образом, приток частных инвестиций в региональный этап проведения работ позволит интенсифицировать воспроизводство минерально-сырьевой базы страны, что приобретает особо актуальное значение в условиях санкционного давления.
В свою очередь по вопросу о переоформлении лицензий на пользование недрами стоит отметить, что данный правовой механизм также представляет собой инвестиционный инструмент, поскольку основаниями переоформления являются, как правило, случаи корпоративного правопреемства.
В то же время статистические сведения за последние 3 года позволяют сделать выводы о снижении количества переоформлений, что свидетельствует о замедлении темпов инвестиций в отрасль.
Переоформление лицензий в 2019 - 2021 гг.
Вид ПИ и ЦН |
2019 |
2020*(1) |
2021 |
ТПИ |
233 |
302 |
117 |
УВС |
518 |
130 |
31 |
Подземная вода (МП, ВП) |
184 |
175 |
40 |
Другое (ЗП, ПД, ПП, ПГ, ЗЭ) |
11 |
5 |
1 |
Итого: |
946 |
612 |
189 |
В связи с этим, снижение барьеров для переоформления по геологоразведочным лицензиям поспособствует упрощению механизмов переоформления, что в свою очередь приведет к активизации сделок с акциями и долями в уставном капитале юридических лиц-пользователей недр, а это в свою очередь также повысит инвестиционную привлекательность в отрасли.
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Распоряжение
от "____"______________2022 г. N______
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах".
2. Назначить заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Тетенькина Дмитрия Дмитриевича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах".
Председатель Правительства |
М.В. Мишустин |
-------------------------------------------
*(1) В отношении снижения количества переоформлений поясняем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 вводился мораторий на переоформление лицензий по ряду оснований в 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.