Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467"
(подготовлен Минздравом России 02.11.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467" (далее соответственно - проект постановления, постановление N 2467) подготовлен во исполнение пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 26 августа 2022 г. N ТГ-П12-14434.
Пункт 3 постановления N 2467 устанавливает, что при необходимости изменения после 1 января 2021 г. включенного в перечень нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти такой нормативный правовой акт признается утратившим силу, а федеральный орган исполнительной власти принимает новый нормативный правовой акт в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
В настоящее время приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" включен в пункты 293, 356 Перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением N 2467 (далее соответственно - приказ N 707н, Квалификационные требования, Перечень).
Отмечаем, что Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием устанавливаются в соответствии с Номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 7 октября 2015 г. N 700н, и закрепляют необходимый уровень профессионального образования, дополнительное профессиональное образование и возможные наименования должностей для каждой из специальностей.
Стоит сказать, что из 104 специальностей по 7 специальностям обучение осуществляется по программам специалитета, по 97 - по программам ординатуры. Обучение по 74 из 92 врачебных специальностей возможно путем прохождения дополнительных программам профессиональной переподготовки при наличии обучения по программе ординатуры (интернатуры) по иной специальности, а по оставшимся 18 специальностям подготовка и переподготовка осуществляется исключительно через подготовку в ординатуре. При этом утвержденные Минобрнауки России федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальностям не имеют различий в отношении специальностей, где возможна профессиональная переподготовка, и в отношении специальностей, где возможна только ординатура.
В то же время по определенным направлениям подготовки существует потребность увеличения числа специальностей, по которым пройдена интернатура или ординатура и при наличии которых возможно прохождение дополнительных программам профессиональной переподготовки по узким специальностям. К таким специальностям, например, относятся общая гигиена, эндокринология, неврология, эпидемиология, урология, детская онкология-гематология и некоторые другие.
При расширении перечня специальностей, по которым пройдена ординатура (интернатура) и получена профессиональная переподготовка по указанным выше узким специальностям, будет возможно не только привлечь квалифицированных специалистов к оказанию медицинской помощи населению, но и расширить объем осваиваемых умений и навыков, которые приобретаются специалистами в рамках профессиональной переподготовки.
Однако в настоящее время приказ N 707н включен в Перечень НПА и при необходимости внесения в него изменений требуется издание нового акта с аналогичным предметом правового регулирования, с учетом положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), в том числе части 1 статьи 3 о сроках вступления в силу такого акта (либо 1 марта, либо 1 сентября соответствующего года). На основании чего у Минздрава России отсутствует возможность установить дополнительные Квалификационные требования в действующем приказе N 707н по специальностям общая гигиена, эндокринология, неврология, эпидемиология, урология, детская онкология-гематология путем внесения в его изменений.
В то же время отмечаем, что разработанный взамен приказа N 707н проект приказа Минздрава России "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (далее - проект приказа) прошел процедуры общественного обсуждение и независимой антикоррупционной экспертизы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения", а также направлялся для рассмотрения представителям профессионального сообщества.
Результаты проделанной Минздравом России работы над проектом показали необходимость существенной и неоднократной проработки поступающих предложений представителей профессиональных некоммерческих организаций, ведущих медицинских экспертов, главных внештатных специалистов Минздрава России, в том числе в связи с предложениями по включению в Квалификационные требования новых позиций. В связи с чем вступление в силу проекта приказа, с учетом сроков, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ, возможно не ранее 1 марта 2023 года. Что, в свою очередь, не позволяет компенсировать текущую потребность по изменению только отдельных Квалификационных требований к ряду специальностей.
На основании изложенного, в целях разработки и утверждения Минздравом России приказа, которым вносятся изменения в Квалификационные требования, подготовлен настоящий проект постановления, которым пункт 3 постановления N 2467 предлагается дополнить указанием на пункты 293 и 356 Перечня, аналогично уже предусмотренным пунктам 1060, 1095 и 1132 Перечня.
Кроме этого проект постановления позволяет сохранить возможность осуществления оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в приказе N 707н, в рамках осуществления государственного контроля (надзора), лицензирования медицинской деятельности и привлечения к административной ответственности.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Предлагаемые проектом постановления решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Издание постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Его реализация в случае принятия не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467"
Издание постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.