Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О таможенных органах Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 07.11.2022 г.)
Проект федерального закона "О таможенных органах Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с рекомендациями Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
Подготовка законопроекта обусловлена сложившейся практикой правового регулирования основ деятельности государственных органов, а именно, такое регулирование осуществляется специальными законами.
Законопроект содержит положения, регулирующие правовые и организационные основы деятельности таможенных органов, а также положения, касающиеся прохождения службы в таможенных органах.
В законопроект включен ряд положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В частности, следующие положения:
принципы деятельности таможенных органов;
задачи, функции и полномочия таможенных органов, в том числе права при проведении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов;
система таможенных органов;
места нахождения таможенных органов;
таможенная инфраструктура;
обеспечение деятельности таможенных органов;
флаг, знамя, вымпел и эмблема таможенных органов;
взаимодействие таможенных органов с другими государственными органами;
применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия;
использование должностными лицами служебных собак.
Помимо указанных положений законопроект дополнен положениями, регламентирующими информирование о деятельности таможенных органов, контроль и надзор за деятельностью таможенных органов и организаций таможенных органов.
В соответствии с законопроектом на элементах таможенной инфраструктуры, на которых должностные лица таможенных органов могут совершать таможенные операции и проводить таможенный контроль, устанавливаются режимные требования.
Также законопроектом закреплено, что перечень и порядок обращения с информацией, используемой таможенными органами для выполнения возложенных на них задач и функций, находящейся в распоряжении таможенных органов, не подлежит передаче иным лицам и использованию в иных целях. Перечень и порядок обращения такой информации устанавливается ФТС России.
Законопроект в полном объеме включает в себя переработанные положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Необходимость переработки указанных положений в целом обусловлена имеющимися пробелами в правовом регулировании прохождения службы в таможенных органах, которые создают трудности в реализации функций, возложенных на таможенные органы.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов.
При подготовке законопроекта учтен опыт правового регулирования прохождения службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Помимо традиционных институтов, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", в законопроекте содержится следующее.
Закреплена обязанность сотрудников таможенных органов и граждан, поступающих на службу в таможенные органы, проходить психофизиологическое исследование (тестирование), а также обязанность ряда сотрудников и граждан, поступающих на службу в таможенные органы, проходить проверку уровня их физической подготовки.
Закреплен запрет должностному лицу таможенного органа, замещающему должность, включенную в соответствующий перечень должностей, при исполнении своих должностных обязанностей иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства), в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации.
Предусматривается возможность ротации ряда сотрудников таможенных органов по истечении пяти лет пребывания в замещаемой должности.
Также в законопроекте нашли свое отражение нормы, касающиеся направления должностных лиц таможенных органов на работу (службу) в иностранные государства.
В законопроекте закреплены нормы, регулирующие вопросы подготовки курсантов в образовательной организации, находящейся в ведении ФТС России, а также определяющие их правовой статус.
Одним из принципов построения и функционирования государственной службы Российской Федерации согласно статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" является единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
В этой связи в законопроект включены положения, регламентирующие предоставление дополнительных социальных гарантий должностным лицам таможенных органов, как сотрудникам, так и федеральным государственным гражданским служащим, а также их обеспечение форменной одеждой.
В законопроект включены нормы, направленные на закрепление прав должностных лиц таможенных органов, как сотрудников, так и федеральных государственных гражданских служащих, на страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
В законопроекте содержатся положения, предусматривающие возможность реализации прав сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов на компенсации за исполнение должностных обязанностей во вредных и (или) опасных условиях труда.
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных ФТС России.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Издание законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.