Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
(подготовлен Минтрудом России 02.12.2022 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
Статья 1
Внести в статью 30 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 49, ст. 6928) следующие изменения:
1) часть вторую дополнить абзацем следующего содержания:
"создавать условия для проведения инвалидам и детям-инвалидам социокультурной реабилитации или абилитации с использованием всех видов творческой деятельности в соответствии с интересами и способностями инвалида, направленной на реализацию культурных потребностей и интересов, в целях социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.";
2) дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Стандарты предоставления услуг по социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов, содержащие основные требования к объему, периодичности, качеству предоставления таких услуг определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1999, N 29, ст. 3693; 2003, N 43, ст. 4108, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 50, ст. 6609; 2011; N 30, ст. 4596; 2012, N 29, ст. 393, N 53, ст. 7621; 2013, N 27, ст. 3460, 3477; 2014; N 49, ст. 6928; 2017, N 24, ст. 3485; N 50, ст. 7563; 2019, N 29, ст. 3851; 2020, N 48; ст. 7634) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) в наименовании слова "основания определения группы инвалидности" исключить;
б) часть третью изложить в следующей редакции:
"Лицам, признанным инвалидами:
в зависимости от степени расстройства функций организма, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид";
в зависимости от структуры и степени нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности в целях применения наиболее эффективных подходов к устранению или компенсации нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности для оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов определяется целевая реабилитационная группа.";
2) в статье 4:
а) дополнить новыми пунктами 51-52 следующего содержания:
"51) определение показаний для предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, и критериев оценки результатов предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
52) определение классификации целевых реабилитационных групп и критериев их установления;";
б) в пункте 10 слова "реабилитационных мероприятий," исключить;
в) дополнить новыми пунктами 23 - 30 следующего содержания:
"23) утверждение перечня услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, определяемого Правительством Российской Федерации;
24) утверждение методических рекомендаций по расчету нормативов финансирования услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, определяемых Правительством Российской Федерации;
25) утверждение порядка осуществления мониторинга предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, форм документов и порядков их формирования;
26) утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций, предоставляющих услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
27) утверждение порядка организации документооборота в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, унифицированных форм документации при предоставлении услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе в форме электронных документов, порядков их ведения;
28) утверждение правил и методик в сфере официального статистического учета, стандартов информационного обмена в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, применяемых организациями, предоставляющими услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, при предоставлении таких услуг;
29) утверждение типовых положений об отдельных видах организаций, предоставляющих услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
30) утверждение типовых дополнительных профессиональных программ в области медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи и сопровождаемого проживания, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;";
г) пункт 23 считать пунктом 31;
3) дополнить статьей 4 1 следующего содержания:
"Статья 4.1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов относятся:
1) правовое регулирование и организация предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, сопровождаемому проживанию инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
2) координация организации предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, сопровождаемому проживанию инвалидов, осуществляемая органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;
3) утверждение регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации полномочий субъектов Российской Федерации в предоставлении услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
Регламент межведомственного взаимодействия определяет:
перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих межведомственное взаимодействие;
виды деятельности, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
порядок и формы межведомственного взаимодействия;
требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме;
порядок оценки результатов межведомственного взаимодействия;
4) разработка и реализация региональных программ по вопросам формирования системы предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
5) установление порядка утверждения тарифов на услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, на основании нормативов финансирования услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
6) организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность по предоставлению услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, сопровождаемому проживанию инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
7) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.";
4) в статье 7:
а) часть первую после слова "реабилитацию" дополнить словами "и абилитацию";
б) часть вторую после слов "классификаций и критериев" дополнить словами "в целях установления инвалидности, а также целевых реабилитационных групп";
5) пункт 1 части третьей статьи 8 изложить в следующей редакции:
"1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, целевой реабилитационной группы инвалида и его потребности в различных видах социальной защиты";
6) статью 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов - это оптимальное для каждого инвалида сочетание услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации, направленных на возможную более полную и раннюю социальную адаптацию инвалида, включая достижение им материальной независимости и интеграцию в общество.
Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов - система взаимоувязанных мер правового, экономического, организационного, в том числе профилактического, научного, информационного и кадрового характера, охватывающая основные направления реабилитации и абилитации, основанная на межведомственном взаимодействии в соответствии с уровнями разграничений полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и ведомственной принадлежности, обеспечивающих предоставление услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов включает в себя следующие основные направления реабилитации и абилитации:
1) медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение.
Оказание услуг по медицинской реабилитации, санаторно-курортному лечению инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан;
2) протезно-ортопедическую помощь: протезирование и ортезирование;
3) профессиональную реабилитацию: профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;
4) социальную реабилитацию: социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социально-бытовую;
5) социокультурную реабилитацию.
Оказание услуг по социокультурной реабилитации осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об основах законодательства Российской Федерации о культуре;
6) физическую реабилитацию с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Оказание услуг по физической реабилитации с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте в Российской Федерации;
7) раннюю помощь.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) протезно-ортопедическая помощь инвалидам - комплекс услуг, оказываемых инвалидам, с целью достижения ими компенсации или устранения имеющихся стойких ограничений жизнедеятельности, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, осуществление специальных мероприятий по подготовке к протезированию (ортезированию) и подгонке протезно-ортопедических изделий, обучение инвалидов безопасному и эффективному использованию протезно-ортопедических изделий, техническое обслуживание, ремонт, обеспечение и замену протезно-ортопедических изделий;
2) протезирование инвалидов - замена утраченных или необратимо поврежденных частей тела искусственными заменителями - протезами;
3) ортезирование инвалидов - применение технических средств для фиксации, разгрузки, коррекции, активизации функций, косметики при патологических состояниях сегментов конечностей и туловища, в том числе с помощью сложной ортопедической обуви, специальной одежды для инвалидов;
4) слухопротезирование инвалидов - комплекс услуг, направленных на полное или частичное восстановление (компенсацию) нарушенной функции слуха путем подбора и настройки технического средства, проведения слухоречевой реабилитации или абилитации.
5) профессиональная реабилитация и абилитация инвалидов - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) у инвалидов способностей к осуществлению профессиональной деятельности, включающий в себя содействие в профессиональной ориентации, получении общего и профессионального образования, прохождении профессионального обучения;
6) профессиональная ориентация инвалидов - комплекс услуг, направленных на содействие инвалиду в профессиональном самоопределении, формирование у инвалидов, с учетом их предпочтений, индивидуальных особенностей личности, имеющихся возможностей, нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности, мотивации в выборе сферы деятельности (профессии), прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования в целях рационального трудоустройства;
Стандарты предоставления услуг по профессиональной ориентации инвалидов, содержащие основные требования к объему, периодичности, качеству предоставления таких услуг, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
7) производственная адаптация инвалидов - комплекс услуг, направленных на формирование (восстановление) у инвалида устойчивых компетенций по выполнению профессиональной деятельности соответствующего содержания, объема, характера в определенных условиях профессиональной среды (социальной и производственной) в целях максимально эффективной реализации его трудовых возможностей;
8) сопровождаемая трудовая деятельность инвалидов - трудовая деятельность инвалида трудоспособного возраста, в том числе на специальных рабочих местах, способного осуществлять ее при условии предоставления помощи других лиц в целях его максимально возможной производственной адаптации на рабочем месте;
9) социальная занятость инвалидов - занятость инвалидов трудоспособного возраста, не занятых в соответствии с трудовым законодательством в связи с имеющимися значительно выраженными ограничениями в трудовой деятельности, способных в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации к выполнению несложных (простых) видов трудовой деятельности со значительной помощью других лиц.
Несложные (простые) виды трудовой деятельности - не требующие получения специального образования, а получаемые путем обучения элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения простых целенаправленных действий со значительной помощью других лиц.
Социальная занятость инвалидов не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений с работодателем и обеспечивается в рамках комплексной реабилитации и абилитации путем организации социального взаимодействия, творческих и производственных процессов, при которых инвалиды трудоспособного возраста с помощью других лиц получают и применяют навыки несложных (простых) видов трудовой деятельности;
10) социальная реабилитация и абилитация инвалида - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) у инвалидов способностей к бытовой, общественной деятельности, осуществляемой самостоятельно или с помощью других лиц, включающих в себя комплексное предоставление услуг по социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов.
Стандарты предоставления услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов, содержащие основные требования к объему, периодичности, качеству предоставления таких услуг определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
11) социально-средовая реабилитация и абилитация инвалидов - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) у инвалидов способности самостоятельно или с сопровождением других лиц передвигаться, ориентироваться и общаться (осуществлять взаимодействие) на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной инфраструктур;
12) социально-педагогическая реабилитация и абилитация инвалидов - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) у инвалидов базовых жизненных и образовательных компетенций, необходимых для получения образования и осуществления социально-значимой деятельности;
13) социально-психологическая реабилитация и абилитация инвалидов - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) у инвалидов компонентов психической деятельности (высших психических функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик), обеспечивающих реабилитационную приверженность к реализации жизнедеятельности в бытовой, межличностной, социокультурной, образовательной и профессиональной сферах для целей успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество;
14) социально-бытовая реабилитация и абилитация инвалидов - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) способности инвалидов к самообслуживанию посредством восстановления (формирования) необходимых бытовых навыков, навыков персональной сохранности в быту (в пределах жилого помещения), в том числе с сопровождением и помощью других лиц;
15) социокультурная реабилитация или абилитация инвалидов - комплекс услуг, направленных на создание условий для участия инвалидов в творческих и познавательных процессах и реализации культурных потребностей и интересов, с использованием всех видов творческой деятельности в соответствии с интересами, способностями и возможностями инвалида, в целях социальной адаптации и интеграции инвалида в общество;
16) ранняя помощь детям и их семьям - комплекс услуг, оказываемых на междисплинарной основе детям от рождения до 3 лет (независимо от наличия инвалидности), имеющим ограничения жизнедеятельности либо ограниченные возможности здоровья с риском развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию таких детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование среды жизнедеятельности, позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, с целью комплексной профилактики формирования или утяжеления детской инвалидности.
Общие требования к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации, критерии для включения ребенка и его семьи в число получателей услуг по ранней помощи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Стандарты предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям, за исключением медицинских услуг, содержащие основные требования к объему, периодичности, качеству предоставления таких услуг, примерный перечень услуг по ранней помощи детям и их семьям, и примерный порядок их предоставления, за исключением предоставления медицинских услуг, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Положение об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации с учетом общих требований к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации, утверждаемых в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта;
17) ассистивные услуги - услуги, обеспечивающие возможность с помощью других лиц осуществлять действия (участвовать в действиях) по обслуживанию себя, по бытовой и социальной деятельности инвалида, нуждающегося в постоянной помощи.
При необходимости инвалидам, нуждающимся в постоянной или частичной посторонней помощи, оказывается содействие при получении услуг по комплексной реабилитации и абилитации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Услуги по комплексной реабилитации и абилитации предоставляются инвалидам, детям-инвалидам организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по одному или нескольким основным направлениям реабилитации и абилитации (далее - реабилитационные организации) в соответствии со стандартами предоставления таких услуг.
Порядок организации деятельности реабилитационных организаций, а также порядок разработки и утверждения стандартов предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидам, детям-инвалидам, содержащий требования к алгоритму действий при разработке, апробации, согласовании и утверждении стандартов предоставления указанных услуг, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализация комплексной реабилитации и абилитации инвалидов предусматривает:
1) использование инвалидами технических средств реабилитации;
2) создание инвалидам необходимых условий для получения услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов с применением стандартов их предоставления, беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации;
3) информирование инвалидов и членов их семей по вопросам реабилитации, абилитации.";
7) дополнить статьями 9 1 - 9 6 следующего содержания:
"Статья 9.1. Сопровождаемое проживание инвалидов
Сопровождаемое проживание инвалидов - это жизнеустройство инвалидов в возрасте старше 18 лет, не способных вести самостоятельный образ жизни или способных его вести с помощью других лиц, при котором путем предоставления социальных услуг, услуг по социальному сопровождению (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам), услуг по комплексной реабилитации и абилитации, ассистивных услуг, содействия в получении образования, обеспечения сопровождения при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи, достигается цель обеспечения их проживания в домашних условиях, выработки навыков, обеспечивающих проживание дома, сохранение (поддержание) их возможной самостоятельности и автономности при поддержке в реализации основных жизненных потребностей (организация быта, досуга, общения и социальных связей).
Нуждаемость инвалида в сопровождаемом проживании устанавливается уполномоченным органом (организацией) субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
При установлении нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании необходимый набор и объем услуг, периодичность и длительность их предоставления определяется с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма с использованием критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Сопровождаемое проживание инвалидов может организовываться в жилом помещении, приспособленном для постоянного проживания инвалидов с учетом их потребностей, а также отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
При организации сопровождаемого проживания инвалидов должны быть соблюдены следующие условия:
1) проживание инвалидов в домашних условиях - в квартирах и жилых домах с ограниченным количеством жильцов при групповом (совместном) проживании;
2) предоставление инвалиду комплекса услуг (социальных, ассистивных и услуг по реабилитации и абилитации), а также по социальному сопровождению;
3) содействие получению инвалидами образования в организациях, осуществляющих обучение, находящихся в территориальной доступности от места их проживания, в образовательной среде наравне с гражданами, не имеющими ограничений жизнедеятельности;
4) обеспечение условий для трудовой и социальной занятости вне жилого помещения, в котором они проживают;
5) приближенность социальной инфраструктуры;
6) поддержка максимально возможной самостоятельности инвалида и его участия в бытовой жизни и жизни в обществе.
При организации сопровождаемого проживания инвалидов обеспечивается предоставление социальных услуг на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, разработанной в соответствии с законодательством об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а также услуг по реабилитации и абилитации на основании индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов, разработанной в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, посредством привлечения организаций, предоставляющих такие услуги, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Порядок организации сопровождаемого проживания инвалидов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 9.2. Государственный контроль (надзор) в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов осуществляется посредством:
1) федерального государственного контроля (надзора) в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в соответствии с положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) регионального государственного контроля (надзора) в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, осуществляемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, утверждаемым высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Предметом государственного контроля (надзора) в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов являются:
1) для федерального государственного контроля (надзора) в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов - соблюдение реабилитационными организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, и реабилитационными организациями субъекта Российской Федерации требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
2) для регионального государственного контроля (надзора) в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов - соблюдение реабилитационными организациями из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по основным направлениям реабилитации и абилитации, требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
Организация и осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Статья 9.3. Общественный контроль в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
Общественный контроль в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов осуществляется гражданами как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области общественного контроля. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным и иным негосударственным некоммерческим организациям в осуществлении общественного контроля.
Статья 9.4. Независимая оценка качества условий оказания услуг реабилитационными организациями
Независимая оценка качества условий оказания услуг реабилитационными организациями является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления получателям услуг по комплексной реабилитации и абилитации информации о качестве условий оказания услуг реабилитационными организациями, а также в целях повышения качества их деятельности.
Независимая оценка качества условий оказания услуг реабилитационными организациями предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов; комфортность условий предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации, в том числе время ожидания предоставления услуг; доброжелательность, вежливость работников реабилитационных организаций; удовлетворенность качеством условий оказания услуг, а также доступность услуг для инвалидов.
Независимая оценка качества условий оказания услуг реабилитационными организациями проводится в соответствии с положениями настоящей статьи. При проведении независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями используется общедоступная информация о реабилитационных организациях, размещаемая также в форме открытых данных.
В целях создания условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями:
1) Общественная палата Российской Федерации по обращению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, не позднее чем в месячный срок со дня получения указанного обращения формирует из числа представителей общероссийских общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общероссийских общественных объединений инвалидов, общероссийских общественных организаций ветеранов общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями, учредителем которых является Российская Федерация, а также негосударственными реабилитационными организациями, которые оказывают услуги по комплексной реабилитации и абилитации за счет бюджетных ассигнований бюджета Российской Федерации, и утверждает его состав. Общественная палата Российской Федерации информирует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, о составе созданного при этом органе общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями.
Перечень реабилитационных организаций, в отношении которых не проводится независимая оценка качества условий оказания ими услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с предварительным обсуждением на общественном совете по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями;
2) общественные палаты субъектов Российской Федерации по обращению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения не позднее чем в месячный срок со дня получения указанного обращения формируют из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общественных объединений инвалидов, общественных организаций ветеранов общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями, расположенными на территориях субъектов Российской Федерации, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации, а также негосударственными реабилитационными организациями, оказывающими услуги по комплексной реабилитации и абилитации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, и утверждают их состав. Общественные палаты субъектов Российской Федерации информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения о составе созданных при этих органах общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями.
Состав общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями (далее - общественный совет по независимой оценке качества) утверждается сроком на три года. При формировании общественного совета по независимой оценке качества на новый срок осуществляется изменение не менее трети его состава. В состав общественного совета по независимой оценке качества не могут входить представители органов государственной власти, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, а также руководители (их заместители) и работники реабилитационных организаций. При этом общественный совет по независимой оценке качества привлекает к своей работе представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки. Число членов общественного совета по независимой оценке качества не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета по независимой оценке качества осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности соответствующего общественного совета по независимой оценке качества подлежит размещению в сети "Интернет" на официальном сайте соответственно уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Положение об общественном совете по независимой оценке качества утверждается органом государственной власти, при котором создан указанный общественный совет.
Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями, в отношении которых проводится независимая оценка качества условий оказания ими услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с предварительным обсуждением на общественном совете по независимой оценке качества.
Независимая оценка качества условий оказания услуг реабилитационными организациями проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации.
Общественные советы по независимой оценке качества:
1) определяют перечни реабилитационных организаций, в отношении которых проводится независимая оценка;
2) принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственных контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения с организацией, которая осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг реабилитационными организациями (далее - оператор);
3) осуществляют независимую оценку качества условий оказания услуг реабилитационными организациями с учетом информации, представленной оператором;
4) представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения результаты независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями, а также предложения об улучшении качества их деятельности.
Заключение государственных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору и обобщению информации о качестве условий оказания услуг реабилитационными организациями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения по результатам заключения государственных контрактов оформляют решение об определении оператора, ответственного за сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг реабилитационными организациями, а также при необходимости предоставляют оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций на основании официальной статистической информации (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).
Поступившая соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, органы субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения информация о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию деятельности реабилитационных организаций и оценке деятельности их руководителей.
Информация о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями размещается соответственно:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет";
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".
Состав информации о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями, включая единые требования к такой информации, и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения и реабилитационные организации обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений получателями услуг и иными гражданами о качестве условий оказания этих услуг.
Контроль за соблюдением процедур проведения независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководители реабилитационных организаций несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями, в соответствии с трудовым законодательством. В трудовых договорах с руководителями реабилитационных организаций в показатели эффективности работы руководителей включаются результаты независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе такой оценки.
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг реабилитационными организациями учитываются при оценке эффективности деятельности руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов) субъектов Российской Федерации и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 9.5. Оценка соблюдения обязательных требований к организации оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
Соблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных в целях организации оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, обеспечивается посредством осуществления:
1) федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2) федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
3) федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности;
4) федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств;
5) федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, в том числе в рамках переданных субъектам Российской Федерации соответствующих полномочий Российской Федерации;
6) регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
7) регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия;
8) регионального государственного жилищного контроля (надзора);
9) муниципального контроля в сфере благоустройства.
Статья 9.6. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для оказания инвалидам услуг по комплексной реабилитации и абилитации
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий для оказания инвалидам услуг по комплексной реабилитации и абилитации, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
8) в статье 10:
а) в наименовании слова "реабилитационных мероприятий," исключить;
б) в части первой слова "проведение реабилитационных мероприятий," исключить;
в) в части второй слова "реабилитационных мероприятий," исключить;
9) в статье 11:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации, включающий в себя отдельные виды услуг, сроки и порядок их реализации, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов реабилитационные организации. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма, порядок привлечения к разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида реабилитационных организаций, а также порядок мониторинга за реализацией программы реабилитации или абилитации инвалида и информирования о результатах мониторинга высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.";
б) в части третьей слова "реабилитационные мероприятия," в соответствующем падеже исключить;
в) части четвертую - пятую изложить в следующей редакции:
"Объем комплекса услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида услуг, технических средств реабилитации, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным видом услуг или техническим средством реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с тифлокомментированием, с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.";
г) части восьмую-девятую изложить в следующей редакции:
"Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида с использованием федерального реестра инвалидов в соответствующие органы исполнительной власти, на которые возложена организация предоставления услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Указанные органы исполнительной власти предоставляют информацию с использованием федерального реестра инвалидов об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.";
10) в статье 14:
а) в части первой слова "на магнитофонных кассетах," заменить словами "на флеш-картах форм-фактора SD", дополнить словами "в цифровом криптозащищенном аудиоформате для прослушивания на тифлофлэшплеере";
б) дополнить частями шестой - одиннадцатой следующего содержания:
"Для инвалидов с интеллектуальными нарушениями в качестве средства общения используется русский ясный язык, альтернативная и дополнительная коммуникация и ассистивные устройства и технологии.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
1) интеллектуальные нарушения - стойкие нарушения психических функций с преимущественным снижением познавательных способностей, а также сознания, ориентации, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций, речи, последовательных сложных движений, которые через личность реализуются в виде социальной дезадаптации той или иной формы и степени выраженности;
2) русский ясный язык - облегченная для понимания форма русского языка, доступная для инвалидов с интеллектуальными нарушениями, а также людей, испытывающих трудности в восприятии и понимании информации, предусматривающая ее преобразование в целях исключения сложных и заимствованных терминов и понятий, упрощения структуры высказывания, конкретизации, сокращения текста, расположения слов в определенной последовательности.
Подготовку текстов на русском ясном языке (на бумажном носителе, в электронном виде, на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), осуществляют переводчики на русский ясный язык, имеющие опыт работы с инвалидами с интеллектуальными нарушениями, соответствующие образование и квалификацию. Оценка подготовленных текстов на русском ясном языке в целях соответствия текста потребностям инвалидов с интеллектуальными нарушениями, заинтересованности в нем, ясности как всего текста, так и отдельных его частей, включая его структуру, привлекательности внешнего вида, осуществляется экспертами-оценщиками, являющимися инвалидами с интеллектуальными нарушениями, прошедшими специальную подготовку;
3) альтернативная и дополнительная коммуникация - общение с использованием взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.
Правила подготовки текстов на русском ясном языке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечиваются развитие русского ясного языка, альтернативной и дополнительной коммуникации, подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей и переводчиков русского ясного языка, экспертов-оценщиков.";
11) часть седьмую статьи 19 дополнить абзацем следующего содержания:
"При получении общего образования инвалидами (детьми-инвалидами), обеспечивается оказание им психолого-педагогической помощи, в рамках которой организуются коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, логопедическая помощь. Мероприятия психолого-педагогической помощи могут быть реализованы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых инвалиды (дети-инвалиды) обучаются, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.".
Статья 3
Часть 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 52, ст. 8973) дополнить пунктом 521 следующего содержания:
"521) организации и осуществления деятельности по реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи и сопровождаемому проживанию;".
Статья 4
Внести в пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2007, N 19, ст. 2293; N 49,ст. 6070; 2011, N 30, ст. 4603; N 49, ст. 7025; 2012, N 50, ст. 6959; 2015, N 48, ст. 6724; 2016, N 15, ст. 2066; 2018, N 49, ст. 7521; 2021, N 1, ст. 56) следующие изменения:
а) после слов "охраны труда," дополнить словами "предоставления услуг по реабилитации и абилитации инвалидов, услуги по проведению медико-социальной экспертизы,";
б) после слов "медицинской помощи" дополнить словами ", стандарты услуг по реабилитации и абилитации инвалидов".
Статья 5
Пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2009, N 29, ст. 3612; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 17, ст. 2317; N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354; 2012, N 53, ст. 7582; 2013, N 23, ст. 2866, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4025; 2014, N 26, ст. 3376; 2015, N 27, ст. 3993, ст. 3995; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3277, N 48, ст. 6736; 2017, N 50, ст. 7544; 2018, N 7, ст. 975, N 17, ст. 2428; N 24, ст. 3414; 2019, N 27, ст. 3537; 2020, N 31, ст. 5032; 2021, N 1, ст. 63, N 15, ст. 2425, N 18, ст. 3082; 2022, N 1, ст. 31) изложить в следующей редакции:
"28) физическая реабилитация и абилитация - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) нарушенных (отсутствующих) функций организма человека и способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.
Стандарты предоставления инвалидам услуг по физической реабилитации и абилитации с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, содержащие основные требования к объему, периодичности, качеству таких услуг утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;";
Статья 6
Часть 7 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 72; 2018, N 31, ст. 4860; 2019, N 30, ст. 4134; 2020, N 6, ст. 588; 2021, N 24, ст. 4188) дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"9) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения - в области медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи и сопровождаемого проживания.".
Статья 7
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007) следующие изменения:
1) наименование и часть 1 статьи 22 после слов "содействие в предоставлении" дополнить словами "услуг по реабилитации и абилитации,";
2) дополнить статьей 22.1 следующего содержания:
"Статья 22.1. Стационарозамещающие технологии
1. Стационарозамещающие технологии - совокупность способов и технологий в сфере социального обслуживания, направленных на сохранение пребывания гражданина в домашних условиях и в обычной социальной среде, позволяющих обеспечивать получателям социальных услуг качество жизни с учетом их индивидуальных потребностей вне стационарных организаций социального обслуживания.
2. К стационарозамещающим технологиям относятся:
1) сопровождаемое проживание инвалидов;
2) подбор и социальное сопровождение приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) иные стационарозамещающие технологии.".
Статья 8
Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 15, ст. 1277; 2013, N 30, ст. 4068; 2017, N 50, ст. 7563) после слов "социального обслуживания" дополнить словами ", реабилитации и абилитации инвалидов".
Статья 9
Часть 9 статьи 11 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 3852; 2017, N 50, ст. 7563) после слов "социального обслуживания" дополнить словами ", реабилитации и абилитации инвалидов".
Статья 10
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Президент |
В.В. Путин |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.