Пояснительная записка к проекту Распоряжения Правительства РФ "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 N 3214-р"
(подготовлен Минюстом России 01.12.2022 г.)
Проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 N 3214-р (далее - проект распоряжения) разработан во исполнение статьи 41 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", согласно которой Правительство Российской Федерации может устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями (далее - перечень видов экспертиз).
Проектом распоряжения в соответствии с решением Правительственной комиссией по координации судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации от 31.10.2022 N 5 з/г предлагается дополнить перечень видов экспертиз разделами IV - VI: "IV. Судебные экспертизы по уголовным делам, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях, связанных с проявлением терроризма и экстремизма", "V. Судебные экспертизы по делам об изменении гражданско-правового статуса гражданина (о признании недееспособным, дееспособным, ограниченно способным)" и "VI. Судебные экспертизы по уголовным делам, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных денежных средств, неуплатой налогов и сборов и природными ресурсами".
В настоящее время для производства судебных экспертиз о преступлениях, связанных с проявлением терроризма и экстремизма, в государственных судебно-экспертных организациях разработано методическое обеспечение, государственными экспертами унифицированы основы производства лингвистической и психолого-лингвистической экспертиз по указанной категории дел.
Привлекаемые для производства лингвистической и психолого-лингвистической экспертиз материалов экстремистской и террористической направленности негосударственные эксперты, включая и известных ученых в сфере фундаментальной науки, не обладают должной профессиональной подготовкой в конкретной достаточно специфичной области знания.
Кроме того, в классических лингвистике и психологии практически все понятия имеют множественную интерпретацию, что фактически исключает возможность достижения единого методического подхода без введения серьезных ограничений на выбор определения понятий, используемых при производстве экспертизы, а также на правила принятия решений. В свою очередь, введение таких ограничений потребует создания государственной системы профессиональной подготовки негосударственных экспертов, что представляется нецелесообразным.
Различия в выводах государственных и негосударственных экспертов по рассматриваемой категории дел нередко становятся предметом не профессиональной дискуссии, а переводятся в политическую плоскость.
Грамотная расстановка приоритетов при выявлении материалов экстремистской и террористической направленности, в первую очередь развернутых текстовых материалов (выступлений на митингах, открытых интернет-платформах, публикаций в СМИ, книжной продукции, медиаконтента, многочисленных комментариев одного пользователя сети "Интернет" и др.) в перспективе приведет к оптимизации направления материалов на лингвистическую и психолого-лингвистическую экспертизы и сокращению сроков выполнения заданий.
В этой связи проектом распоряжения предлагается дополнить перечень видов экспертиз разделом IV, содержащим судебные лингвистические и психолого-лингвистические экспертизы.
Необходимость проведения судебно-психиатрических экспертиз по гражданским делам по заявлениям об изменении гражданско-правового статуса гражданина (о признании гражданина недееспособным, дееспособным, ограниченно дееспособным) исключительно в государственных судебно-экспертных организациях обусловлена следующим.
Согласно статье 283 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу.
Согласно частям 2 и 3 статьи 286 ГПК РФ в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 29 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. В этих случаях на основании решения суда отменяется установленная над ним опека.
Презумпция дееспособности лица, достигшего возраста совершеннолетия, является основным принципом гражданского права Российской Федерации. Признание гражданина недееспособным, равно как и ограниченно дееспособным, приводит к прекращению или существенному ограничению основных гражданских прав. Признание дееспособным гражданина, признанного ранее недееспособным в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Гражданского кодекса Российской Федерации, ведет к отмене многих действовавших ранее ограничений. В связи с этим изменение гражданско-правового статуса всегда имеет высочайшее социальное значение для самого гражданина, окружающих его лиц и для общества в целом.
В государственных судебно-экспертных учреждениях судебно-психиатрические экспертизы проводятся на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов; организован контроль за соблюдением требований к проведению экспертного исследования, в том числе его объективности, всесторонности, возможности проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 70 ГПК РФ стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту. В то же время анализ экспертных заключений, выполненных в негосударственных экспертных учреждениях, по иным категориям гражданских дел (в частности, заключений психолого-педагогических экспертиз по спорам о воспитании детей) часто выявляет использование невалидных методов исследования, расширенное толкование экспертных понятий и необъективность сделанных выводов. Такого рода практика недопустима при решении вопросов изменения гражданско-правового статуса гражданина.
В этой связи проектом распоряжения предлагается дополнить перечень видов экспертиз разделом V, содержащим судебные психиатрические экспертизы.
Включение в перечень видов экспертиз раздела VI судебной экономической экспертизы (финансово-экономическая, финансово-аналитическая, налоговая экспертизы) обусловлено следующим.
Экономическая экспертиза направлена на решение задач, касающихся финансовой деятельности организаций, определения их финансового состояния, соблюдения законодательных актов, регулирующих их финансовые отношения с государственным бюджетом (определение размера неправомерно полученных доходов в результате несоблюдения правил совершения финансовых операций, скрытой от государства прибыли, необоснованных отчислений в денежные фонды и т.д.), выполнения договорных обязательств, распределения и выплаты дивидендов, операций с ценными бумагами, инвестициями и другие.
Традиционно экономические экспертизы назначаются при расследовании преступлений в сфере экономики: хищений в форме мошенничества, присвоения или растраты, незаконного предпринимательства, налоговых и кредитных преступлений.
Указанная экспертиза также может быть назначена при расследовании дел по невыплате заработной платы.
Особая важность указанной экспертизы для государства проявляется при расследовании уголовных дел, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных денежных средств и налоговыми преступлениями.
Последствия нецелевого расходования и хищения бюджетных денежных средств приводят к невозможности исполнения государством своих основополагающих функций в области государственного управления, социального развития, обороны и охраны общественного порядка.
Зачастую реализация организациями механизма по оптимизации налогов и распределению прибыли приводит к незаконному занижению начисляемых налогов в бюджет, легализации преступных доходов, криминальному банкротству.
Организации, учитывая возможность договорного исхода с преднамеренными выводами экспертизы в пользу организации, имеют право ходатайствовать о назначении в негосударственные судебно-экспертные учреждения, которые, в свою очередь, могут занижать возможный ущерб государству, сумму недополученных в бюджет государства налогов.
Достаточно большую часть доходов федерального бюджета обеспечивают природные ресурсы. Природным ресурсам принадлежит одна из главных ролей в развитии экономики страны.
Экономический ущерб от преступлений, связанных с природными ресурсами, складывается как из убытков (снижение налоговых платежей, затраты на устранение экологического ущерба), так и из упущенной выгоды (дохода государства от законной реализации природных ресурсов).
Проект распоряжения соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом распоряжения,не повлечет социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте распоряжения отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.