Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров"
(подготовлен Минприроды России 07.12.2022 г.)
В соответствии с частью 4 статьи 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2011, N 1, ст. 54) и подпунктом 5.2.136 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2014 г., регистрационный N 33144) с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 июня 2016 г. N 325 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 сентября 2016 г., регистрационный N 43550).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.
Министр |
А.А. Козлов |
Приложение
к приказу Минприроды России
от _______________ N _______
Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
I. Общие положения
1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров является мерой пожарной безопасности в лесах, в том числе расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения или в границах лесничеств, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации*(1), и организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
2. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя*(2):
1) наблюдение за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
3) организацию патрулирования лесов;
4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
3. Класс пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды определяется в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 июля 2011 года N 287 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2011 года, регистрационный N 21649; Российская газета, 2011, N 186).
4. Обнаружение лесных пожаров за их развитием с использованием наземных средств (наземное патрулирование, наблюдение с пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) осуществляются в населенных пунктах, где расположены городские леса; территориях с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона (вне зависимости от погодных условий) дорожной сетью и водными путями, а также на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры.
1) при I классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в местах проведения огнеопасных работ и в местах массового отдыха граждан, пребывающих в лесах;
2) при II классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее одного раза в период с 11 до 17 часов на лесных участках, отнесенных к I и II классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
3) при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее двух раз в период с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;
4) при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее трех раз в период с 8 до 20 часов по каждому маршруту патрулирования на всей территории использования наземных средств наблюдения;
5) при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в течение светлого времени суток на всей территории использования наземных средств наблюдения, при этом на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов, - круглосуточно.
5. Наземное патрулирование лесов осуществляется по маршрутам патрулирования лесов (сухопутным или водным), утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества
6. При наличии водных путей наземное патрулирование лесов осуществляется вдоль водных путей, которые могут быть использованы для осуществления данного мероприятия, по маршрутам, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества.
--------------------------------
Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 377 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст. 2972).
7. Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения (системами видеомониторинга), осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды:
1) при II классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в 10, 13, 16, 19 часов;
2) при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 10 до 20 часов не реже одного раза в два часа;
3) при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 9 до 21 часа не реже одного раза в час;
4) при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.
8. Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на антенно-мачтовых сооружениях, операторов сотовой связи, оборудованных автоматическими системами наблюдения (системами видеомониторинга), осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах, в течение светлого времени суток.
9. При использовании средств для способа обнаружения лесных пожаров, указанных в пунктах 9 и 9.1. при IV и V классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды осуществляется наземный мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров указанными средствами.
10. При организации наблюдения за развитием лесных пожаров с использованием пожарных наблюдательных пунктов используются средства связи, позволяющие сообщать о лесном пожаре в специализированную диспетчерскую службу, а также уполномоченным органам государственной власти, лицам, осуществляющим мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (в том числе с использованием авиационных средств) и тушение лесных пожаров на территории соответствующего лесничества.
11. Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием авиационных средств (авиационное патрулирование) осуществляются в зоне осуществления лесоавиационных работ <5>, а также, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия в области лесных отношений, в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
--------------------------------
<5> Пункт 5 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 15 ноября 2016 г. N 597.
12. Авиационное патрулирование осуществляется в соответствии с Порядком организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденным приказом Минприроды России от 15 ноября 2016 г. N 597 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2017 г., регистрационный N 46174).
13. Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием космических средств (далее соответственно - специализированной автоматизированной информационной системы дистанционного зондирования Земли информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз) осуществляется в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
14. При регистрации ИСДМ-Рослесхоз загорания ("термической точки") проводится проверка информации, подтверждающей или опровергающей факт лесного пожара. Процесс уточнения информации не должен превышать 24 часов с момента регистрации загорания ("термической точки") космическими методами.
В случае подтверждения факта лесного пожара или отсутствия опровергающей данный факт информации, при условии, что "термическая точка" в месте пожара продолжает фиксироваться ИСДМ-Рослесхоз (наблюдался прирост пожара по спутниковым данным), заводится карточка учета лесного пожара. Датой обнаружения лесного пожара считается дата и время его регистрации космическими методами.
15. В зоне контроля лесных пожаров обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием осуществляются с использованием космических средств. При этом полученные с использованием космических средств сведения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия в области лесных отношений, могут быть уточнены с использованием авиационных, наземных средств и (или) данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения.
16. Лицо, выполняющее работы по мониторингу лесных пожаров, при обнаружении лесного пожара заполняет карточку учета лесного пожара, в которой указывается:
1) географические координаты лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды;
2) азимут и удаление лесного пожара от ближайшего населенного пункта;
3) лесничество, участковое лесничество, урочище, квартал (если есть возможность - выдел);
4) дата и время обнаружения лесного пожара;
5) площадь лесного пожара на момент обнаружения (общая и покрытая лесом);
6) целевое назначение лесов и категория земель;
7) сведения о гражданах, юридических лицах, которым предоставлен лесной участок, на котором обнаружен лесной пожар (при наличии);
8) основные лесоустроительные характеристики в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений);
9) предварительная причина лесного пожара;
10) дополнительная информация, которая может оказать помощь при организации тушения лесного пожара.
17. Карточка учета лесного пожара подписывается лицом, обнаружившим лесной пожар, и передается в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Специализированные диспетчерские службы осуществляют сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров.
20. Сведения о текущей пожарной опасности лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки представляются через специализированные диспетчерские службы уполномоченных органов в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства
--------------------------------
Пункты 2 и 4 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 687 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 34, ст. 4991).
18. Прием сообщений о лесных пожарах осуществляется посредством средств связи (телефонной, мобильной, электронной и иных). Прием сообщений от граждан посредством телефонной связи осуществляется через единый телефонный номер, функционирование которого обеспечивает Федеральное агентство лесного хозяйства.
19. Информация об электронных средствах связи и телефонном номере для приема сообщений от граждан о лесных пожарах публикуется на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
20. Специализированная диспетчерская служба обеспечивает круглосуточный прием и учет сообщений о лесных пожарах в течение пожароопасного сезона, а также незамедлительную передачу в территориальные органы МЧС России и МВД России.
21. В случае поступления сообщений о лесных пожарах посредством телефонной связи специализированной диспетчерской службой обеспечивается их регистрация, автоматическая запись, учет и хранение всех переговоров.
22. Оповещение населения о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Обновление информации производится ежедневно в течение пожароопасного сезона.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации
*(2) Часть 1 статьи 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, N 50, ст. 5278; 2011, N 1, ст. 54.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.