Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 08.12.2022 г.)
Проект федерального закона (далее - Проект) разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2022 года N 40-П "По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки И.В. Глущенко" (далее - Постановление N 40-П, Федеральный закон N 400-ФЗ, Федеральный закон N 426-ФЗ).
Проект направлен на сохранение пенсионных прав работников, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинских работников, занятых на таких работах в указанных учреждениях), за периоды соответствующей работы, имевшие место с 1 января 2014 года, за которые по результатам специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), проведенной без учета особенностей ее проведения (то есть без учета специфики трудовой деятельности, осуществляемой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы) был установлен допустимый или оптимальный класс условий труда, соответственно дополнительный тариф страховых взносов не уплачивался.
Периоды соответствующей работы, с 1 января по 31 декабря 2013 года, имевшие место до вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, при уплате страхователем дополнительного тарифа страховых взносов. За этот период требование по наличию на рабочем месте работника вредных условий труда, установленных по результатам аттестации условий труда, пенсионным законодательством не предъявляется (часть 6 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, пункт 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
На основании установленных Постановлением N 40-П различий в порядке зачета в стаж, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы, предусмотренной пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, имевших место с 1 января 2014 года по 31 декабря 2021 года и с 1 января 2022 года до проведения СОУТ с учетом особенностей, статьей 2 Проекта вносятся изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", предусматривающие:
включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы лиц, предусмотренных пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имевших место с 1 января 2014 года по 31 декабря 2021 года, без применения положений части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если на их рабочих местах по результатам СОУТ был установлен допустимый или оптимальный класс условий труда;
включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости с 1 января 2022 года на рабочих местах по работам, предусмотренным пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, на которых по результатам СОУТ, проведенной до утверждения особенностей, предусмотренных частью 7 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ, установлен допустимый или оптимальный класс условий труда, при условии начисления страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным пунктом 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 1 Проекта вносятся изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", предусматривающие возможность отражения на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица периодов работы, имевших место с 1 января 2022 года, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал допустимому или оптимальному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда, проведенной без учета особенностей, предусмотренных частью 7 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, установленными пунктом 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, Проект не подлежит оценке регулирующего воздействия.
Проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
В Проекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в Проекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.