Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части утверждения критериев отнесения автомобильных дорог к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения"
(подготовлен Минтрансом России 23.12.2022 г.)
1. Общие характеристики проекта федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан Минтрансом России во исполнение пунктов 6 поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 23 июня 2022 г. N МХ-П49-10499 и от 18 июля 2022 г. N МХ-П49-12042 об исполнении подпункта "е" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 июня 2022 г. N Пр-1231 по итогам совещания по вопросам дорожного строительства 2 июня 2022 г. (далее - Поручение) и предусматривает утверждение критериев отнесения автомобильных дорог к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (далее - критерии).
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие законопроекта не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В настоящее время частями 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) установлен перечень признаков, с учетом которых автомобильные дороги должны быть федеральными автомобильными дорогами или могут быть федеральными автомобильными дорогами.
Данные признаки предлагается объединить в одно положение (часть 5 статьи 5 законопроекта) закрепляющее, что автомобильные дороги, обладающие данными признаками, могут быть федеральными автомобильными дорогами.
В указанной части законопроекта исключены такие признаки федеральной автомобильной дороги, как:
обеспечение подъездными дорогами, соединяющими федеральные автомобильные дороги и международные речные порты, железнодорожные станции, в связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации понятий "международный речной порт" и "международная железнодорожная станция";
обеспечение подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие речные порты, железнодорожные станции, в связи с отсутствием практического применения данного признака;
являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские порты, аэропорты.
Вместе с тем, в целях сохранения транспортной доступности:
- территорий субъектов Российской Федерации, не имеющих границ с иными субъектами Российской Федерации, законопроектом предусмотрен признак, в соответствии с которым автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги, соединяющие административные центры Калининградской и Сахалинской областей с ближайшими морскими портами и аэропортами;
- социально-значимых объектов и возможности развития международных коридоров законопроектом предусмотрены признаки, в соответствии с которым автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги, обеспечивающие подъезд к автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации и туристским ресурсам.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" под туристскими ресурсами понимают природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
Также законопроектом предлагается установить, что передача автомобильных дорог общего пользования может быть осуществлена при соблюдении критериев:
1) автомобильные дороги соответствуют положениям части 5 статьи 5 законопроекта;
2) автомобильные дороги не являются дублирующим направлением автомобильных дорог общего пользования федерального значения, за исключением платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения и таких автомобильных дорог, содержащих платные участки;
3) автомобильные дороги соответствуют первой, второй или третьей категории, за исключением автомобильных дорог, проходящих по территориям Дальневосточного федерального округа, а также районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Следует отметить, что пункт 2 части 6 статьи 5 законопроекта направлен на сохранение в составе федеральной сети автомобильных дорог таких автомобильных дорог, как М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург и М-12 строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань.
Также в целях исполнения Поручения статью 5 Федерального закона N 257-ФЗ предлагается дополнить частью 6.2, накладывающую дополнительные обязательства для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по приему в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность автомобильных дорог и их участков, прекративших соответствовать критериям, установленным пунктами 1 и 2 части 6 законопроекта.
Кроме того, в целях установления единого нормативного регулирования вопросов внесения изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения законопроектом предлагается статью 6 Федерального закона N 257-ФЗ дополнить положением, закрепляющим полномочие Минтранса России на утверждение порядка подготовки предложений по внесению изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Конкретизация критериев будет способствовать выработке единого подхода к управлению дорожным хозяйством на территории Российской Федерации, повышению качества автомобильных дорог и предоставляемых транспортных услуг.
Принятие законопроекта также позволит систематизировать работу по приему-передаче автомобильных дорог из одной формы собственности в другую.
5. Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие законопроекта повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596.
Принятие законопроекта и последующая реализация его положений не повлекут отрицательных социальных, экономических и иных последствий.
6. Оценка регулирующего воздействия
В соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, получение заключения Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на законопроект не требуется.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация законопроекта:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, превышающих нормативно обусловленные;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
8. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В законопроекте обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.