Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила определения размера инвестиционного портового сбора, его взимания и применения"
(подготовлен Минтрансом России 23.12.2022 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила определения размера инвестиционного портового сбора, его взимания и применения" (далее, соответственно, проект постановления, Правила) разработан Минтрансом России в целях урегулирования практических аспектов взимания инвестиционного портового сбора (далее - сбор) в морских портах Российской Федерации с учетом опыта применения сбора с 2021 года, а также в целях расширения возможностей по использованию механизма инвестиционного портового сбора для финансирования важных инфраструктурных проектов в сфере морского транспорта.
Проект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
В современных экономических условиях, характеризующихся тенденциями сужения доходной базы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в морских портах Российской Федерации, низкими темпами восстановления грузооборота в морских портах, предпосылками к дальнейшему развитию ограничений, которые оказывают негативное влияние на производственные показатели деятельности организаций морского транспорта, возникает ощутимый дефицит источников финансирования расходов на выполнение масштабных системных мероприятий по развитию и поддержанию эксплуатационных характеристик объектов инфраструктуры морских портов.
В этой связи в целях обеспечения возможности реализации соответствующих программных мероприятий предлагается внесение изменений в Правила определения размера инвестиционного портового сбора, его взимания и применения, отвечающих концепции инвестиционного портового сбора.
Проектом постановления предлагается определить термин "капитальные вложения в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта" и перечень (категории) затрат, включаемых в состав таких капитальных вложений.
К указанным капитальным вложениям предлагается отнести затраты на выполнение работ по восстановлению основных эксплуатационных характеристик подводных гидротехнических сооружений, осуществляемых с периодичностью более 12 месяцев.
Возможность отнесения расходов на проведение указанных работ к капитальным вложениям основана главным образом на критериях отнесения расходов к капитальным вложениям, предусмотренных введенными с 01.01.2022 федеральными стандартами бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и 26/2020 "Капитальные вложения". В частности, согласно пп. "ж" п.5, пп. "а" п.6 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" и п.10 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденных приказом Минфина России от 17.09.2020 N204н, затраты, направленные на восстановление основных средств, осуществляемые с периодичностью более 12 месяцев, признаются в составе капитальных вложений и подлежат включению в балансовую стоимость основных средств организации. Проектом постановления предлагается отнесение в состав капитальных вложений для целей взимания сбора только тех затрат, которые соответствуют указанным критериям капитальных вложений, предусмотренным федеральными стандартами бухгалтерского учета. При этом такие затраты не подлежат учёту / не должны учитываться при установлении иных регулируемых тарифов (сборов) на услуги, оказываемые в морском порту.
Внесение указанных изменений в частности позволит включить в объем проектов, финансируемых из средств сбора, мероприятия по развитию портовой инфраструктуры, предусмотренные перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития отдельных направлений транспортного комплекса (Пр-1114 от 24.05.2022), в том числе работы по периодическому дноуглублению на Волго-Каспийском морском судоходном канале, требующие мобилизации значительных ресурсов, и сопоставимых по значимости, масштабам и суммам вложений с проектами, включенными в настоящее время в Программу капитальных вложений для целей взимания сбора (далее - Программа).
Проектом постановления предлагается определить затраты по реконструкции объектов, включаемые в Программу капитальных вложений, исходя из целей их осуществления - как затраты, направленные на изменение параметров объекта инфраструктуры морского порта, его частей и (или) улучшение его технико-экономических, эксплуатационных характеристик.
Предусмотренное действующим законодательством (п.14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) содержательное определение термина "реконструкция" распространяется только на объекты капитального строительства и не учитывает возможность осуществления реконструкции (модернизации) значительной группы основных средств, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, - судов либо объектов, представляющих собой различные системы либо комплексы средств, оборудования (СУДС, СНО, ГМССБ и др.), не являющихся с точки зрения Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами капитального строительства.
Предлагается дополнить перечень затрат на осуществление капитальных вложений затратами на разработку проектной, рабочей документации, на проведение инженерных изысканий, а также на осуществление авторского надзора и строительного контроля в рамках реализации включаемых в Программу проектов.
Проектно-изыскательские работы являются необходимым этапом реализации инвестиционных проектов и при этом имеют капитальный характер (расходы на изыскания и проектирование подлежат капитализации в стоимости создаваемых (реконструируемых) объектов), в силу чего их финансирование из средств сбора имеет достаточные экономические основания. Аналогичные принципы применимы к работам по авторскому надзору и строительному контролю, осуществляемым в процессе строительства объектов.
3. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" текст проекта постановления был размещен на сайте regulation.gov.ru с ________ по ________ с целью публичного обсуждения.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта постановления направлено на обеспечение источника финансирования инвестиционных проектов и программных мероприятий, реализуемых в сфере морского транспорта, в условиях сокращения бюджетного финансирования и собственной доходной базы субъектов, осуществляющих строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры морских портов.
Предлагаемые изменения порядка определения размера инвестиционного сбора и формирования Программы не повлекут существенный (неконтролируемый) рост ставок сбора в периоде применения таких изменений в силу предусмотренного Правилами ограничения предельного размера сбора, определяемого исходя из допустимой нагрузки по уплате портовых сборов в морских портах (п.8 Правил). Применение данного ограничения позволит обеспечить стабильность величины сбора и сохранить ей на приемлемом для потребителей услуг уровне.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта постановления не повлечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращение доходной части соответствующих бюджетов.
7. Описание и оценка замечаний и предложений по проекту акта
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.