Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
(подготовлен МВД России 30.12.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. в целях совершенствования профилактического воздействия в отношении поднадзорных лиц.
Его положения основаны на результатах анализа правоприменительной практики в сфере деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в ходе которого удалось выявить ряд проблем, препятствующих полиции эффективно исполнять свои обязанности по защите государственных и общественных интересов от преступных посягательств.
Законопроект предусматривает обязательность установления отдельным категориям поднадзорных лиц дополнительного вида административных ограничений.
Согласно статье 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ), к поднадзорным лицам, имеющим судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в обязательном порядке применяются ограничения в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории, а также обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел.
Иные ограничения судом устанавливаются только при наличии обоснованных исковых требований. При этом их дополнение возможно исключительно после совершения указанным лицом двух и более административных правонарушений против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность, а также связанных с управлением транспортным средством или судном (включая воздушное и маломерное) в состоянии опьянения (невыполнением требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).
С учетом данных положений при совершении поднадзорным правонарушения в состоянии алкогольного опьянения в правоприменительной практике судов не возникает препятствий для дополнения перечня ограничений запретом посещать места общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков на розлив, поскольку явно прослеживается связь между совершением правонарушения и реализацией указанному лицу алкоголя.
Однако правонарушения, имеющие подобную связь с совершением противоправных действий против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в законодательстве отсутствуют, поскольку такие посягательства изначально относятся к категории уголовно наказуемых деяний.
В этой связи предоставление суду материалов, формально удовлетворяющих требованиям Федерального закона N 64-ФЗ, для установления гражданам, отбывшим наказание за обозначенные преступления, запрета находиться в местах массового пребывания детей в качестве дополнительно вменяемого ограничения (после освобождения из мест лишения свободы) на практике представляется крайне затруднительным.
Учитывая высокую степень потенциальной опасности для общества и государства лиц, имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, с целью оказания на таких лиц индивидуального профилактического воздействия законопроектом предлагается предусмотреть установление в отношении них обязательного административного ограничения в виде запрета посещения образовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением несовершеннолетних, объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) и их оздоровления, детских игровых и спортивных площадок.
Реализация законопроекта не повлечет увеличения нагрузки на сотрудников по осуществлению административного надзора, в этой связи не потребует увеличения штатной численности сотрудников органов внутренних дел (полиции), а также дополнительных материально-технических ресурсов.
Аналогичные по содержанию законопроекты в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.