Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
(подготовлен Минэнерго России 23.01.2023 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 29, ст. 3418; 2010, N 26; 2010, N 31, ст. 4156, ст. 4158; 2011, N 1, ст. 13; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7336; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7616; 2013, N 45, ст. 5797; 2015, N 1, ст. 19; N 29, ст. 4350; 2015, N 45, ст. 6208; 2016, N 14, ст. 1904; N 26, ст. 3865; N 27, ст. 4201; 2017, N 1, ст. 49; N 27, ст. 3926; 2018, N 1, ст. 35; N 27, ст. 3955; N 31, ст. 4843, 4860; N 53 , ст. 8448; 2019, N 31, ст. 4421, ст. 4459; 2019, N 52, ст. 7789; 2020, N 17, ст. 2719; 2020, N 31, ст. 5040; N 50, ст. 8047; 2021, N 1, ст. 19, ст. 73; N 24, ст. 4188; 2022, N 24, ст. 3934) следующие изменения:
1) в статье 21:
а) в пункте 1:
дополнить новым абзацем двадцать первым следующего содержания:
"определяет перечень отдельных территорий ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, на которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков;";
абзац двадцать первый считать абзацем двадцать вторым;
дополнить новым абзацем двадцать третьим следующего содержания:
"устанавливает особенности функционирования оптового и розничных рынков на отдельных территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка;";
абзацы двадцать второй - пятидесятый считать соответственно абзацами двадцать четвертым - пятьдесят вторым;
абзац пятьдесят первый считать абзацем пятьдесят третьим и изложить в следующей редакции:
"определяет субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности) в ценовых зонах оптового рынка, к цене на мощность которых применяется надбавка в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и (или) построенных на отдельных территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, на которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков;";
абзац пятьдесят второй считать абзацем пятьдесят четвертым и изложить в следующей редакции:
"утверждает перечень подлежащих модернизации, реконструкции и (или) строительству на отдельных территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, на которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, генерирующих объектов тепловых электростанций, в отношении которых применяется частичная компенсация стоимости мощности за счет указанной в абзаце пятьдесят третьем настоящего пункта надбавки к цене на мощность производителей электрической энергии (мощности) на оптовом рынке в ценовых зонах, а также определяет места их расположения, величину планируемой к вводу установленной мощности, плановые сроки ввода в эксплуатацию, основные технико-экономические параметры модернизации, реконструкции, строительства и эксплуатации включенных в указанный в настоящем абзаце перечень генерирующих объектов тепловых электростанций;";
абзацы пятьдесят третий - пятьдесят шестой считать соответственно абзацами пятьдесят пятым - пятьдесят восьмым;
2) в статье 231:
а) в пункте 2:
в абзаце четвертом после слов "в отдельных частях ценовых зон оптового рынка" дополнить словами "или на отдельных территориях ценовых зон, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка";
в абзаце одиннадцатом слова "территориях неценовых зон оптового рынка" заменить словами "отдельных территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков";
б) в абзаце пятом пункта 8 слова "территориях неценовых зон оптового рынка" заменить словами "отдельных территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков";
в) в абзаце десятом пункта 81 слова "пятьдесят третьим" заменить словами "пятьдесят пятым";
3) в статье 24:
а) в абзаце шестнадцатом пункта 1 слова "территориях неценовых зон оптового рынка" заменить словами "отдельных территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков";
б) в абзаце девятнадцатом пункта 2 после слов "в отдельных частях ценовых зон оптового рынка" дополнить словами "или на отдельных территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка";
4) статью 36 дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. Субъекты оптового рынка - производители электрической энергии (мощности), функционирующие на отдельных территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, обязаны заключать в установленном правилами оптового рынка порядке договоры поставки электрической энергии (мощности) в целях обеспечения электрической энергией (мощностью) потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, в отношении объема электрической энергии и мощности, определенного в соответствии правилами оптового рынка.
Правительство Российской Федерации определяет условия указанных в настоящем пункте договоров поставки электрической энергии (мощности) с учетом требований о продаже электрической энергии (мощности) по таким договорам по ценам (тарифам), определенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
Президент |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Проект Федерального закона Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения пункта 3 Плана мероприятий ("дорожной карты"), направленного на распространение механизмов конкурентного рыночного ценообразования на электрическую энергию и мощность на территориях неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности от 22.09.2022 N 10979п-П51.
Законопроектом вводится новое полномочие Правительства Российской Федерации по определению отдельных частей ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок), ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, и установлению для таких территорий особенностей функционирования оптового рынка и розничных рынков электрической энергии (далее - отдельные части ценовых зон).
Перечень отдельных частей ценовых зон и особенности функционирования оптового рынка и розничных рынков электрической энергии (далее - розничные рынки), действующие на их территориях, определяются Правительством Российской Федерации. С этой целью законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации соответствующими полномочиями в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.
В течение переходного периода, сроки которого определяются Правительством Российской Федерации, торговля электрической энергией и мощностью для обеспечения потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, в отдельных частях ценовых зон производится по регулируемым договорам поставки электрической энергии и (или) мощности. Условия данных договоров определяет Правительство Российской Федерации. Объемы торговли по таким регулируемым договорам определяются правилами оптового рынка.
По окончании определенного Правительством Российской Федерации переходного периода торговля электрической энергией и мощностью для обеспечения потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, в отдельных частях ценовых зон в полном объеме осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
С целью осуществления государственного регулирования на оптовом рынке в отношении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую для обеспечения потребителей в отдельных частях ценовых зон, законопроектом предусматривается наделение соответствующими полномочиями Правительства Российской Федерации и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Предпосылкой к распространению механизмов конкурентного ценообразования на электрическую энергию и мощность на территориях неценовых зон оптового рынка стала необходимость развития генерации в соответствующих регионах Российской Федерации, вызванная резким ростом электропотребления. При этом результаты сравнения деятельности генерирующих компаний, функционирующих в ценовых и неценовых зонах оптового рынка, показали, что в условиях конкурентного рынка работа электростанций более эффективны.
Анализ правоприменительной практики показал недостаточную эффективность и гибкость тарифного регулирования в области производства электрической энергии. Величина затрат, включаемых в необходимую валовую выручку генерирующих компаний, зачастую не соответствует их фактическим расходам по причине волатильности цен на топливо, оборудование и других издержек, которые формируются в соответствии с рыночными механизмами. Кроме того, тарифное регулирование имеет ограниченные ресурсы для стимулирования эффективного производства, обновления и модернизации оборудования, внедрения новых технологий.
Предлагаемые законопроектом изменения обеспечат распространение рыночных механизмов ценообразования в отношении электрической энергии и мощности на оптовом и розничном рынках в отдельных частях ценовых зон. Это позволит генерирующим компаниям получить источник для проведения модернизации основных средств, повысит их инвестиционную привлекательность и позволит покрыть выпадающие доходы, образовавшиеся по причине установления регулируемых цен (тарифов) ниже экономически обоснованного уровня в условиях отсутствия иных источников покрытия расходов. Также в условиях рынка увеличится эффективность работы электростанций, будет достигаться минимально возможная стоимость производства требуемых потребителями объемов электрической энергии. Развитие электроэнергетики, в свою очередь, окажет положительное влияние на общее социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в отдельные части ценовых зон.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
В силу того, что законопроектом предусматривается торговля электрической энергией и мощностью в отдельных частях ценовых зон по регулируемым договорам, условия которых определяет Правительство Российской Федерации с учетом требований о продаже электрической энергии (мощности) по таким договорам по регулируемым ценам (тарифам), на территориях отдельных частей ценовых зон будет осуществляться регулирование цен (тарифов) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". Проверка соблюдения данных требований будет осуществляться в рамках государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, ответственность за нарушение которого предусмотрена Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также соответствующими составами административных правонарушений за нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административной ответственности.
Законопроект не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
Принятие законопроекта не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.