Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"
(подготовлен Минвостокразвития России 31.01.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение пункта 25 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4112-р, и в соответствии с поручениями Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 16 мая 2022 г. N ЮТ-П44-30пр и от 9 сентября 2022 г. N ЮТ-П50-15202.
Целью разработки проекта федерального закона является устранение препятствий для развития круизного туризма на территории Российской Федерации, в том числе на территории Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации.
Проектом федерального закона предусматривается неприменение правил пограничного режима, отраженного в статье 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной границе), к судам, следующим под Государственным флагом Российской Федерации, перевозящим пассажиров-туристов.
При проведении анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость принятия проекта федерального закона, было установлено, что в настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности в сфере туризма судами под иностранным флагом, перевозящими пассажиров-туристов (далее - иностранные круизные суда), на территории Российской Федерации созданы более благоприятные условия, чем для круизных судов, следующих под Государственным флагом Российской Федерации (далее - российские круизные суда).
Согласно Закону о Государственной границе российские круизные суда обязаны соблюдать правила пограничного режима, что влечет необходимость оформления многочисленных разрешений и направления уведомлений, предусмотренных приказом ФСБ России от 07.08.2017 N 454 "Об утверждении Правил пограничного режима":
- разрешение пограничного органа на осуществление хозяйственной или иной деятельности;
- уведомление пограничного органа о деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации;
- оформление коллективных пропусков в пограничную зону;
- уведомление пограничных органов об использовании лодок и катеров круизного судна, предварительно поставленных на учет;
- разрешение пограничного органа на использование дронов на приграничной территории.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о Государственной границе к иностранным круизным судам правила пограничного режима не применяются в случае захода в порты и пункты по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующие требования Закона о Государственной границе являются для российских круизных судов более жесткими по сравнению с требованиями, установленными для иностранных круизных судов.
В целях устранения указанного неравенства Минвостокразвития России разработан проект федерального закона о внесении в статью 16 Закона о Государственной границе изменений, предусматривающих неприменение к российским круизным судам правил пограничного режима.
При этом положениями проекта федерального закона предусматривается направление российским круизным судном перед началом осуществления туристического круиза уведомления об осуществлении деятельности в сфере туризма. Необходимость принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего форму уведомления об осуществлении деятельности в сфере туризма и порядок его направления, обуславливает особый порядок вступления проекта федерального закона в статье 2 проекта федерального закона.
Принятие проекта федерального закона существенно упростит порядок осуществления туристской деятельности российскими круизными судами, повысит интерес со стороны бизнеса к указанной сфере деятельности, позволит уменьшить стоимость туристских продуктов для потребителей ввиду появления у круизных компаний и операторов круизных судов возможности планировать круизные туры на более продолжительный срок и продавать круизные туры заблаговременно.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), виды государственного контроля (надзора), виды разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований.
Проект федерального закона соответствует Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 117-р, и его принятие положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2439.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.